Со времен Клингена были сделаны

Разнообразные свадебные аксессуары купить!

Со времен Клингена были сделаны новые открытия, касающиеся жизни первобытного человека, в том числе в Египте,: условий его существования, орудий производства. Но в общих чертах картина, нарисованная русским ученым, представляется убедительной. Видимо, постепенное усыхание саванны, уменьшение стока Нила, медленное ухудшение среды обитания стало умным "педагогом" первобытного египтянина. Чтобы выжить, человек должен был обратиться к усложненному труду, приспособиться к природе, изменить природные условия или погибнуть. В условиях Египта труд неминуемо должен был быть коллективным, как и воля людей в борьбе с природой.

По своей простоте и убедительности эта схема находит немало сторонников, среди которых встречаются громкие имена. Но, отвечая на один вопрос, она вызывает цепочку других. Да, первобытному человеку природа бросила вызов, и он на него ответил. Но ведь у самого умного педагога бывают тупые ученики. Почему же эти "ученики" оказались настолько сильны духом, талантливы и организованны, что смогли одолеть "урок"? Почему они не погибли, не сократили в конце концов своей численности до населения, примитивные потребности которого удовлетворяла бы сокращавшаяся пойма Нила? Почему первобытный человек смог дать "ответ" на этот "вызов" именно в ту историческую эпоху? Ведь примерно в одно время зародились цивилизации и в междуречье Тигра и Евфрата, и в долине Инда? Почему же в подобных ситуациях в другие времена другое первобытное население на могло ответить на подобный "вызов", выполнив "урок" природы?

Как и все величайшие перевороты в истории человечества, переход к земледелию и скотоводству - одна из главных революций, узловых эпох в развитии человеческого общества - был вызван комплексом обстоятельств, которые вряд ли могут быть выражены простой причинно-следственной связью. Лишь упорные усилия исследователей, может быть, приоткроют завесу над одной из глубочайших тайн зарождения цивилизации - причиной появления коллективного труда и коллективной воли к его совершенствованию у древнего человека.