После вечерней трапезы в рамадан

После вечерней трапезы в рамадан наступает всеобщее песелье. Полны мечети, базары, магазины. В местах народных гуляний бродячие артисты разбивают шатры и дают в них представления. Состоятельные люди заполняют казино. Громко, на полную мощь гремит музыка из радиоприемников. С бесчисленных тележек продают сладости, вареную кукурузу, жаренный на углях сладкий картофель. С радостными криками носятся дети. Веселье продолжается далеко за полночь.

В пост расходы на питание резко увеличиваются, потому что едят больше, чтобы выдержать дневной голод.

Естественно, что люди не успевают выспаться перед завтраком, после которого наступает дневной пост, а потом - какая же работа!

Наибольшего накала веселье достигает сразу после рамадана, когда начинается праздник разговения - малый праздник.

Большим праздником считается курбан-байрам - название, пришедшее в русский с тюркских языков. Арабы именуют его "праздником жертвоприношения" или "праздником жертвенных животных", откуда и произошел его эквивалент - "курбан-байрам".

В первый день курбан-байрама египтяне-мусульмане, если они обладают достаточными средствами, режут барана, буйвола или верблюда. Богатый должен поделиться мясом жертвенного животного с бедняками, совершив акт благотворительности.

Праздник жертвоприношения восходит к легенде об Аврааме (Ибрахиме), который собирался принести в жертву богу своего сына Исаака, но был остановлен аллахом, который повелел ему вместо сына зарезать барана. Арабы полагают, что для заклания предназначался не Исаак, а Исмаил, именно его называют "прародителем" всех арабов.

Курбан-байрам приходится на день завершения паломничества в Мекку - хаджа (или "хагга" в египетском произношении). Паломничество - обязанность мусульман. Во время посещения Мекки паломники должны обойти Каабу семь раз, совершить поход к горе Арафат, а также ряд других ритуальных действий, молитв, жертвоприношений. Кааба - небольшое здание примерно кубической формы, в одном из углов которого установлен черный камень, видимо, метеоритного происхождения. Вокруг Каабы - аркады Аль-Харама - главной мечети мусульманского мира. Естественно, что при зарождении ислама Мекка - центр аравийских ярмарок и капищ племенных богов - никак не была приспособлена для того, чтобы принять на себя роль главной святыни одной из мировых религий. Но религиозной идее были чужды сообра-; жения географии или экономики.