Описание Таха Хусейна относится

Описание Таха Хусейна относится к началу столетия. А как сейчас? Сохранились ли в Египте те же нравы?

Однажды я наблюдал приезд дервишеского шейха со свитой в деревню. Так же как и в прежние времена, принимал он знаки почтения. Так же развевались зеленые жамена с вышитыми благочестивыми изречениями, именами-эпитетами аллаха. Так же ветерок доносил до жадно раздувавшихся ноздрей свиты запах вареной баранины из /\ворика зажиточного крестьянского дома, где остановился сам шейх. Я не смог присутствовать до конца церемонии. Это оыла деревня в дельте, в стороне от большой дороги, с указателем: "Иностранцам съезд запрещен".

Со времен, описанных Таха Хусейном, изменилась одежда свиты, но не шейхов, средства транспорта - они прибыли на автомобилях, а не на ослах или лошадях, и вместо корма животным хозяева заливали в баки бензин. Но почти за век мало изменились верования неграмотных феллахов, хотя современный мир врывается в их сознание с помощью i ранзисторных радиоприемников или телевизоров в деревенской кофейне, благодаря дальним поездкам или рассказам iex, кто побывал в таких поездках. Из мешанины ортодоксального ислама, суфизма, суеверий, современных идей и понятий и формируются противоречивые, порой несовместимые идеологические убеждения населения.

Религиозно-идеологическую картину египетского общества осложняет присутствие многочисленного (более трех миллионов человек) влиятельного коптского населения. Христиане в Египте отодвинуты на второй план в армии, полиции, на государственной службе, в политике.

Каждый год несколько сот, а то и тысяч коптов принимают ислам. Причина - браки коптских девушек с юношами-мусульманами и общее социально-психологическое давление общества, которое отдает мусульманам предпочтение. Но коптское меньшинство, живое, активное, с более высоким уровнем образования и большим процентом состоятельных людей, - весомый фактор экономической, социальной, политической, духовной жизни страны.

В конце семидесятых годов египетская интеллигенция повела спор о том, кто такие жители Египта: египтяне или арабы, каково место религии в общественной жизни и истории страны. Было много перепевов дискуссий шестидесятых годов о национальном характере Египта, столкновений двадцатых - тридцатых годов между сторонниками "фараонического", отличного от арабов характера египетского народа и его арабизма. Образуют ли египтяне отдельную египетскую нацию или они - часть арабской нации? Религиозное меньшинство - копты - арабы или нет? Поднимать ли все население до знания общеарабского литературного языка, или, наоборот, легализовать арабский народный язык, диалект в качестве самостоятельного языка? Идти ли по пути европеизации, "озападнивания", или, наоборот, вернуться к традициям, наследию мусульманской цивилизации? А за всеми этими спорами незримо присутствовал больной, кровоточащий для египтян вопрос: как относиться к новому международному положению Египта, к сепаратному договору с Израилем, к изоляции Египта в арабском мире? Как согласовать с этим свои религиозные и национальные убеждения? Эти вопросы в условиях садатовской диктатуры невозможно было поставить в лоб, их поставили косвенно, но в наши дни стали обсуждать откровенно.