В наши дни из мусульманских стран

В наши дни из мусульманских стран, в которых живет примерно восемьсот миллионов человек, приезжают в Мекку каждый год более миллиона паломников. До начала добычи нефти и появления нефтяных денег население Хиджаза - I западных областей нынешней Саудовской Аравии - жило в] основном за счет паломничества. Современные коммуникации упростили посещение Мекки, по-прежнему запретного города для всех немусульман. Но еще в XIX веке хадж был тяжелым, дорогим и по-настоящему опасным предприятием. Караван отправлялся из Каира с сильной охраной. На верблюде в особом паланкине-махмале везли каждый год новое дорогое покрывало для Каабы, вышитое изысканной вязью благочестивых изречений. Сейчас египетское правительство, нуждающееся в валюте, не разрешает хадж всем желающим. Устраивается жеребьевка. Дело осложняется тем, что многие египтяне, прибывающие для хаджа в Саудовскую Аравию, пытаются остаться там в качестве нелегальных иммигрантов.

Титул хаджи, то есть "совершившего паломничество", в Египте несколько девальвировался в связи с облегчением поездок в Саудовскую Аравию, но и сейчас он внушает уважение. Да и в душах многих паломников посещение Мекки оставляет глубокий след. Повинуясь воле аллаха, его предписаниям, убежденные, что хадж искупает многие прегрешения, они готовятся к нему иногда всю жизнь. Попав наконец в Мекку, надев ихрам - два белых полотнища без швов - на плечи и на бедра, очутившись в рядах миллиона собравшихся вокруг Каабы, верующий нередко впадает в религиозный экстаз.

Некоторые теологи полагают, что джихад - священная война против "неверных" - также обязательный столп веры. В эпоху завоеваний этот догмат мог бы попасть в число незыблемых религиозных основ, но военно-политические реалии даже в эпоху победоносного, расширяющего свои границы ислама подсказывали, что его распространению и военным успехам есть пределы. Тем понятнее осторожное отношение к джихаду в период прекращения экспансии, относительного статус-кво с немусульманским миром и непрерывных войн мусульманских государств между собой. В эпоху колониального раздела и затем при сопротивлении неоколониалистской экспансии джихад нередко становится антизападным, антиимпериалистическим оборонительным лозунгом, впрочем всегда готовым превратиться в наступательный.