Но религия не была бы религией

Но религия не была бы религией и без своих табу - запретов и ограничений. Один из главных запретов - на алкогольные напитки. "Грех их - больше пользы", - гласит Коран. Но втайне - а в Египте и открыто - немало мусульман предаются этому греху. Отмечу, однако, что за пять лет, проведенных в Египте, я лишь в редчайших случаях видел подвыпивших египтян в домашней обстановке или в дружеском кругу и ни разу - на улице. Усиление религиозных чувств в последние годы привело к большему воздержанию от спиртного той части населения, которая иногда употребляла его. Большинство лавок, в которых продают вино или пиво, не закрылось. Египтяне - народ "золотой середины" ¦ - находили этому объяснение: мол, нужно привлекать иностранных туристов, которые хотят повеселиться; к тому же есть собственные потребители алкоголя - копты, для которых вино - не грех.

Безусловно запрещены исламом наркотики, особенно опиум и гашиш. Некоторые фанатично настроенные египтяне отказываются от табака и кофе (хотя о них ничего не говорится в Коране) только потому, что во времена Мухаммеда их не употребляли.

Как обычно, точен в описании запретной пищи Э. У. Лэйн. Воспользуюсь как не потерявшими свежести некоторыми его наблюдениями, сделанными в Египте полтораста лет назад. "Категорически запрещается употреблять в пищу свинину, - писал он. - Для обоснования такого запрета довольно было бы и того обстоятельства, что это мясо в жарком климате вредоносно, но отвращение мусульман к свиньям в основном связано с тем, что эти животные очень грязны. Животные, на которых наложен запрет в законодательстве Моисея, как правило, запретны и в исламе. В пищу можно употреблять только мясо животного, заколотого в соответствии с особыми правилами: тот, кто собирается совершить это, должен сначала сказать: "Во имя аллаха. Аллах велик"... В случае необходимости, под угрозой голодной смерти, мусульманину разрешается есть любую пищу, в иных обстоятельствах запрещенную законом.

Ислам запрещает играть в азартные игры и заниматься ростовщичеством, а также создавать какие бы то ни было изображения всего живого. Пророк объявил, что любое изображение такого рода предстанет в день Страшного суда перед его творцом, которому будет велено вдохнуть в него жизнь, но поскольку он окажется бессильным сделать это, то на время попадет в ад".