В Египте благотворительность

В Египте благотворительность - дело добровольное, но она контролируется общественным мнением. Самый бедный феллах изредка должен подать милостыню таким же бедолагам, как и он сам.

На пожертвования верующих строятся и содержатся мечети, дома для престарелых или умалишенных, больницы. Еще при жизни мусульманина или по его завещанию часть имущества отписывается в вакф, то есть становится неотчуждаемым имуществом, которое нельзя продать и доходы с которого должны использоваться лишь на благотворительные цели. Юридический статус вакфа - дело сложное и составляет целый раздел мусульманского права. Отметим лишь, что в хозяйстве Египта вакфу принадлежит весомая часть. Во всяком случае почти десятая часть бесценных египетских земель отдана в вакф. В правительстве есть особый министр по делам вакфов.

Интересно отметить, что глубоко религиозные египтяне в чрезмерном богатстве видят что-то незаконное, изъятое у общества, особенно у его беднейшей части. Но в этом явлении они усматривают не классовые противоречия, а просто необходимость того, чтобы часть богатства немногих возвратилась обществу в форме благотворительности.

Мусульмане постятся в месяц рамадан. От восхода до заката они не должны есть, пить, курить, вдыхать благовония, предаваться чувственным наслаждениям. Народные пословицы грозят карами тем, кто не соблюдает поста. Пост начинается с момента, когда "белую нить можно отличить от черной". Но это выражение нельзя понимать буквально, подразумевается: когда белую полоску на горизонте можно отличить от черной, то есть за некоторое время до восхода солнца. От поста освобождаются беременные и кормящие женщины, больные, путешествующие и сражающиеся на войне с врагом.

Религиозные праздники отмечаются по лунному календарю, поэтому каждый год они смещаются.

Тяжелее всего месячный пост переносится в летнюю жару. Но и зимой в рамадан резко падает производительность труда, после полудня практически прекращают работу учреждения, останавливаются грузовики дальних перевозок. Положение - общее для мусульманских стран. Президент Туниса X. Бургиба пытался отменить пост в рамадан, но безуспешно. Дальше всего по пути разрыва с религиозными традициями в общественной жизни продвинулась кемалистская Турция. Даже выходной день у турок - не пятница, а воскресенье. Однако буквально в наши дни, в семидесятые - восьмидесятые годы, вместе с проявлением тенденции к возрождению религиозности наблюдается массовое возвращение к посту даже среди интеллигенции. "Почему?" - задавал я вопрос, когда жил в Турции. Мне отвечали: "Таким образом мы укрепляем свой дух". Но при более откровенном обсуждении выяснялось, что на них просто давит общественное мнение, религиозно-психологическая атмосфера их окружения.