Нет божества кроме аллаха и

"Нет божества, кроме аллаха, и Мухаммед - посланник аллаха" - таково исповедание веры у мусульман, догмат единобожия и одновременно утверждение пророческой миссии Мухаммеда, ставшего, по мнению мусульман, "печатью пророков". От сотворения мира было много пророков, но главных - шесть: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммед. Каждому из них, согласно представлениям ислама, было ниспослано откровение аллаха, его законы. Все они были верны, когда излагались устами пророка. Но люди искажали, забывали учение пророков, поэтому каждый последующий отменял предыдущего, то есть восстанавливал его подлинность, восстанавливал слово божье, утраченное грешными людьми. Так просто объясняются все расхождения с христианскими и иудейскими сказаниями, с Евангелием и Библией вошедшие в мусульманскую догматику.

Кроме исповедания веры главные религиозные обязанности мусульманина - молитва, благотворительность, пост и паломничество. Благочестивый мусульманин по призыву муэдзина или самостоятельно совершает молитву сразу после захода солнца, с наступлением ночи, то есть когда совсем стемнеет, а также на рассвете, в полдень и во второй половине дня, между полуднем и заходом солнца. К молитве необходимо приступить, совершив омовение, сняв обувь, став на коврик и повернувшись в сторону Мекки. Молитва сопровождается и сочетается с особыми позами - ракятами.

Совместная молитва создает единообразие мышления, убеждений, духовного склада, создается чувство единения общины, "равенства" перед высшей силой. В небольших

мечетях верующими на молитве предводительствует имам, он же читает и пятничную проповедь. В больших мечетях главенствует имам-хатыб, произносящий проповедь в пятницу.

Много раз в Каире и в египетской провинции я слышал эти проповеди. Голос хатыба поставлен артистически, на основе многовековых традиций. Его аргументы отточены на оселке религиозного и социального опыта поколений, разработанной догматики с учетом психологии и восприятия слушателей. Если в проповеди он касается насущных проблем жизни, быта, политики, душевных переживаний молящихся, то традиционная, привычная для слушателей форма подачи усиливает убедительность проповеди.