Ад в воображении египтян тоже

Ад в воображении египтян тоже конкретен. Он представляет собой как бы большую пыточную камеру, где главное мучение - огнем. В разговорах верующие так и называют ад - "огонь" или "адский огонь". Он отличается от обычного тем, что жжет, но не сжигает грешников, не прекращает их мучений. Кожа грешников сгорает и обновляется для пыток шесть тысяч раз. Они рвут ядовитые плоды с адского дерева, лик пытаемых становится ужасен, запах их отвратителен. В аду слышны вопли и жуткие крики. Женщины плачут кровавыми слезами, и в реках их слез могут плавать корабли. Я спрашивал египтян, есть ли в аду пытка электрическим током. Большинство сошлось во мнении, что в ней нет нужды.

Если есть аллах, то, естественно, должен быть и дьявол. В коранических сурах не забыт дьявол Иблис, злой бунтовщик против воли аллаха, который осмелился не выполнять его приказы. Но злые силы, в воображении верующих, не ограничиваются одним дьяволом: он слишком далек и абстрактен. Есть черти и чертенята - также олицетворение зла. Есть ифриты и гули - бесы, злые существа, наполняющие кладбища, реку, пустыню, поля. Но также есть и вера - явно древнего происхождения - в злого двойника человека, который появляется на свет вместе с ним, - карина. "Человек при рождении, по представлениям египтян, наделялся ба (душой) и ка (двойником), - пишет советский историк Г. А. Белова. - Двойник - точное подобие человека, обладающее теми же физическими и духовными характеристиками, что и тело рожденного. Он появляется и растет вместе с человеком, а после его смерти существование ка зависит от сохранности тела. Отсюда обычай мумификации (поскольку мумифицированное тело не всегда сохранялось, изготовлялись дополнительно портретные статуи, которые могли заменить тело в случае гибели мумии). Ба, летающая, где ей вздумпется, навещала гробницу и, по мнению египтян, обладали способностью воссоединяться с ка. Только при воссоединении ка и ба возможно воскрешение человека. Воскресший нуждался в вещах, необходимых ему при жизни, ибо существование ка в гробнице материально: его следовало обеспечить едой, питьем, одеждой. Но не обязательно оставлять умершему настоящую вещь, достаточно символического изображения. Так, пищу заменяли сосуды, в которых она хранилась".