Покориться воле аллаха означает
Покориться воле аллаха означает покориться судьбе и согласиться со своим социальным положением, что предполагает закостеневшую структуру общества, в котором аллах предопределил богатым быть богатыми, а бедным - бедными, одним быть господами, другим - слугами. В будущее лучше не заглядывать: во-первых, оно - в руках божьих, а во-вторых, разве будущее - не повторение прошлого? Разве трудящийся люд, переживший века гнета, деспотизма и нищеты, может надеяться в будущем на что-либо, кроме гнета, деспотизма, нищеты?
Но абсолютный фатализм, предполагающий абсолютную неподвижность и бездействие, сталкивается с реалиями жизни. Здравомыслие народа не позволяет слепой вере парализовать его волю. Он знает, что живет трудом рук своих и ума своего, хотя предполагается, что это - от аллаха. "Кто сам не может, все сваливает на судьбу", - говорит пословица, подразумевая, что человек должен быть активным, а другая наставляет: "Аллах любит трудолюбивых".
Мы сталкиваемся с пословицами, которые зло насмехаются над халатностью, ленью, распущенностью, прикрываемыми ссылками на волю божью. Сваливать бесстыдное поведение на аллаха просто бесчестно: "Обнажи задницу людям и скажи, что такова воля всевышнего". Хотя аллах есть во всем сущем, не все сущее - справедливо, говорит здравый рассудок и инстинкт народа. Правда, справедливость и добро должны победить. Время их торжества в религиозном < ознании населения связывается с "золотым веком" ислама - с правлением пророка Мухаммеда и четырех праведных калифов. Накал религиозного мистицизма у египтян, мусульман-суннитов слабее, чем у мусульман-шиитов, но в них i лубоко сидит вера, иногда скрытая, в приход мессии - Махди, который восстановит на земле справедливость, угодную аллаху.
Для массы египтян аллах - воплощение писаного и неписаного закона, общественной совести, высшей справедливости. Большего преступления, чем святотатство, мусульмане не знают. Для них святотатство - страшнее, чудовищнее предательства и вероотступничества.
Вера настолько всеобъемлюща, всепроникающа и сильна, что в Египте публичное заявление об атеистических убеждениях невозможно и по сей день. Теперь, конечно, атеисту не отрубят голову, как в прошлом, но он становится парией в обществе, а в глазах верующих - опасным, гнусным человеком, потенциальным преступником. "Кто не боится аллаха, того боятся", - говорит пословица, и с этим вынуждены считаться все.