Но вернемся к культу святых Он
Но вернемся к культу святых. Он теснейшим образом связан с деятельностью мистиков ислама - суфиев. Первоначально ислам, как я уже отмечал, был слишком абстрактен. В эпоху завоеваний, священной войны, ожидания добычи, славы, иного общественного статуса он мог оказывать эмоциональное воздействие на верующих и без особых ухищрений. Но как раз эмоциональности в раннем исламе не хватало. Этот пробел восполнили суфии-дервиши, проповедовавшие мистическую любовь к аллаху и слияние с ним, эмоциональный ритуал поклонения святым, совместные пения священных гимнов и радения-зикры. Богослов XI века аль-Газали, этот Фома Аквинский ортодоксального ислама, соединив некоторые рационалистические элементы с суфизмом, в частности с мистической любовью к аллаху, придал исламу каноническую форму, сохранившуюся в общих чертах до наших дней.
Дервишеские ордены - тарикаты - далеко вышли за рамки ортодоксии. Но везде, за исключением Саудовской Аравии, к ним относятся терпимо. Лишь в Турции Ататюрк разгромил и запретил дервишеские ордены, но не за их мистицизм, а за их участие в политической борьбе против его реформ. В Египте около пяти миллионов человек входят в наши дни в различные суфийские тарикаты, образуя широчайшую базу народного ислама. Кульминацией дервишеского мистического соединения с аллахом служит коллективное радение - зикр.
...На площади перед мечетью Хусейна, недалеко от богословского университета Аль-Азхар, разбиты большие шатры, одной стороной открытые для всеобщего обозрения. Группы людей во главе со своими шейхами, под собственными знаменами заполняют их. Вот сидят они - мужчины и женщины вместе - в одном из шатров на стульях, бормоча про себя молитвы. До слушателей доносится лишь: "Ля илях илля-ллах" ("Нет божества, кроме аллаха"). Изредка они встают, принимают одну из поз - ракятов молитвы и снова садятся. Их голоса поднимаются все выше, звучат все громче. Они поднимаются иногда до выкриков, в которых все явственнее, все ритмичнее звучит восклицание: "Алла!" Вот они встают, повинуясь команде шейха, и начинают обход помещения по кругу. Все ритмичнее восклицание одного слова, все резче и неожиданнее движения. Убыстряется их шаг. То они воздевают руки вверх, то бросают их резко вниз. Все быстрее повороты, приседания, полуприседания. Все отрешеннее лица людей. Как будто судорога пронизывает их юла. И все нарастает темп. Уже сбито одновременное восклицание "Алла!!". Уже каждый танцует, дергается, приседает, извивается, повинуясь собственному ритму или вообще без ритма. В мистическом же газе сдавленно, с хрипом, с надрывом выкрикивают люди и в сотый и в тысячный раз одно и то же слово: "Алла!!!"