Но ислам отнюдь не только догматика
Но ислам отнюдь не только догматика, ритуал, этика, мировоззрение. В качестве его составной части существует право - шариат, регулирующее все стороны человеческой деятельности и включающее в себя и гражданское, и уголовное, и публичное, и частное, и торговое, и семейное право.
Естественно, что в Коране была отражена система религиозных воззрений, соответствовавших примитивному лравийскому обществу той эпохи. Она не могла удовлетворить запросы гораздо более развитого общества завоеванных арабами и быстро исламизирующихся и арабизирующих-ся стран. В них-то, в том числе и в Египте, ислам и стал исламом, то есть одной из универсальных идеологических и социальных систем, выработанных человечеством. Это было сделано на основе хадисов - преданий о жизни и деятельности пророка и его сподвижников. Для новых жизненных ситуаций появлялись соответствующие хадисы. Когда их расплодилось великое множество, они были отфильтрованы и кодифицированы выдающимися законоведами и теологами.
Но могут ли нормы права, соответствующие ближне- и средневосточному обществу VII - X веков нашей эры, найти применение в современной жизни? Общественная практика в какой-то мере дает положительный ответ на этот вопрос. Большая часть населения в мусульманских странах, в том числе в Египте, продолжает жить в рамках традиционных, пронесенных через столетия общественных структур. На них воздействуют современная жизнь, современные средства информации, но традиционные структуры отнюдь не всегда разрушаются, часто сохраняются, иногда трансформируются, преобразуются.
Долгий путь европеизации, модернизации ввел в Египте правовые нормы, почерпнутые на Западе, в сфере торговли, промышленной деятельности, рабочем законодательстве, государственном праве. Но Египет, как и другие мусульманские страны, не пошел так далеко, как кемалистская Турция, в которой весь шариат был отменен и была создана новая правовая система на основе швейцарского, французского и других кодексов.
Шариат как часть ислама сохранился в современном Египте. И подчиняясь преимущественно канонам шариата, живет большинство его мусульманского населения. Для них источник мусульманского права - не воля людей, не воля народа, а воля аллаха, поэтому правовые нормы считаются частью религиозной системы, ниспосланной в качестве божественной воли.