Над покойником дома или близ мечети
Над покойником дома или близ мечети мулла читает молитву. Перед опусканием в могилу над ним снова читают суры из Корана.
На могиле забивают овцу, буйвола или верблюда - в зависимости от состояния семьи покойного, и мясо достается беднякам. После смерти устраивают поминки, на которых читают Коран и молитвы.
Через семь дней траур кончается, родственники возвращаются к земным делам, но сороковой день неуклонно соблюдают.
Похоронные обычаи у коптов не очень разнятся от мусульманских, но у них, естественно, покойного отпевают.
Религиозное сознание подталкивает египтянина, который терпит гнет, несправедливость, голод и холод, к мысли о вознаграждении в другом мире. Так называемая иллюзорно-компенсаторная функция - основа всех религий, во всяком случае иудаизма, христианства, ислама. Не только религиозные догмы, но и пословицы постоянно напоминают о загробном мире, о дне Страшного суда. Тайна смерти остается за пределами разума, который верит, очень хочет верить в загробную жизнь. Египетская пословица, взятая из кораниче-ского изречения, говорит: "Потусторонний мир - добро и таковым останется".
Рай, в понятии египтянина, чувствен и конкретен. Египтянин не может оказаться там в одиночестве. Он по натуре своей общителен. Ему нужна толпа. И в раю у египтян всегда хорошая компания. Недаром пословица говорит: "Рай без людей - не рай".
Рай, согласно мусульманской догматике, это то место, где осуществляются самые необузданные мечты, пожелания и фантазии человека, все его понятия о счастье, радости, чувственных наслаждениях. Может быть, то понятие о бессмертии, которое в мрачном безумии фараоны закладывали в гробницы и пирамиды, расписывая на фресках все радости жизни, перенесенные "туда", и соткало основу для будущих представлений о рае других ближневосточных народов и религий.
Правоверный мусульманин должен верить в бессмертие души, воскрешение из мертвых, в день Страшного суда. Его благочестивые и греховные дела, согласно поверью, будут взвешены высшим судией, и за все ему воздастся на том свете. Дорога в рай ведет через мост ас-Сират (тонкий, как волос, и более острый, чем лезвие клинка), висящий над пропастью. С него грешники низвергаются в ад, а праведники попадают в рай.