Воспитание детей постоянная
Воспитание детей - постоянная забота родителей. "Воспитывай сына с малолетства, порадуешься, когда он станет взрослым", - говорит народная мудрость. Воспитание стоит выше образования: "Умение себя вести важнее знаний", "Этика - лучшее наследство", "Умение вести себя - капитал", "Умение вести себя - лучше, чем происхождение, потому что оно сохраняет достоинство и честь родителей". Но пословица также предупреждает: "Порок сына идет от его семьи" и другая, бьющая не в бровь, а в глаз: "Если отец - лук, а мать - чеснок, откуда быть приятному запаху у сына?"
Семейная структура в Египте консервативная, но не закостенелая. Большие семьи лучше приспособлены для жизни в деревне, а не в современном городе. Городская жизнь предопределяет более раннее отделение сыновей, большую самостоятельность молодых семей. Но клановые связи сохраняются, видоизменившись, родственные связи остаются самыми тесными и надежными.
Когда юноше приходит пора жениться, его родители и он сам обдумывают этот шаг очень тщательно. Всю тяжесть содержания жены муж должен возложить на свои плечи - в коллективе большой семьи или самостоятельно. Сама свадьба требует больших расходов. Пословица иронически утверждает: "С твоими деньгами и дочь султана станет твоей невестой". Многие молодые люди долгие годы собирают деньги на калым и волей-неволей вспоминают другую, саркастическую пословицу: "Кто не может жениться, тот постится".
Брак без калыма (по-арабски "махра") немыслим. Но вряд ли египтяне и абсолютное большинство египтянок согласятся с категоричным мнением советского ученого Л. И. Шайдуллиной, которая брак приравнивает к купле-продаже невесты. "Вопрос о заключении брака разработан в Коране подробно. Брак здесь трактуется как дело, которое требует внимания со стороны купца, покупающего товар, - пишет Шайдуллина. - Предусмотрена (сура 4, аят 3) выплата женихом выкупа". Конечно, калым исключает равноправие полов и подразумевает особые права мужа на жену. Но нельзя выплату калыма считать куплей-продажей девушки. Калым остается или у ее родителей или у нее, и он - материальная основа ее существования на случай развода. Часть его может идти на оплату свадебного пира или приобретения утвари для молодых.