клану зная что его благополучие

клану, зная, что его благополучие, благосостояние, а иногда и сама жизнь зависят от семьи, патронимии, от родственных связей, и он знает, что "асабия" - одно из важных средств в установлении и регулировании общественных отношений. "Береги свою семью, иначе она погубит тебя", "Большая семья подобна соли, без нее не обойтись", "Родственники - ближайшие, о ком надо заботиться", - говорят народные пословицы.

Чувство привязанности к родственникам - каркас, на котором держится семья. Он обрастает плотью взаимных интересов и обязанностей. Это предопределяет силу большой семьи и слабость лишенного семейной поддержки индивидуума.

Естественно, что не всегда интересы членов семьи совпадают. Иногда они противоречивы. Однако общественное мнение считает, что настоящей вражды внутри патронимии не должно быть: "Ложь близкого родственника не убивает". Конечно, идет и борьба внутри большой семьи, но это - внутренняя борьба, вражда между своими, при столкновении с внешним миром все родственники должны объединиться.

Сплоченность большой семьи издавна поддерживается обязательством кровной мести, которое рассматривается сквозь призму "асабии". На мужчин - членов большой семьи распространяется как угроза кровной мести враждебной семейной группы, так и обязанность мстить за своих. Внутри большой семьи нередко собирают средства для того, чтобы откупиться от мстителей, если старики смогли полюбовно урегулировать спор. Но тысячи людей все же гибнут каждый год от пули или кинжала мстителя за дальнего или близкого родственника. Все же факт существования кровной мести при слабом проникновении органов правосудия в гущу народа предупреждает многие преступления. Потенциальный убийца тысячу раз подумает, прежде чем поднимет руку на кого-нибудь, так как хорошо знает, чем это грозит не только ему, но и его близким. Кровная месть распространена прежде всего в египетской деревне, но и в крупных городах она остается реально существующим, хотя и ослабевшим социальным институтом.

"Вражда семьи и ее соперничество с другими - вот что толкает к убийству, или поджогу урожая, или отравлению скота, - писал аль-Аккад. - При этом индивидуальная месть редко играет важную роль. Если в деревне мстят, это значит, что "сын такого-то мстит сыну такого-то". Редко кто-либо мстит другому по личной инициативе, не принимая во внимание родственные связи или соперничество между семьями".