Вспомним что до появления ислама

Вспомним, что до появления ислама женщины в Аравии принимали какое-то участие в общественно-политической жизни, там были жрицы-прорицательницы и женские божества. Когда пророк Мухаммед в 630 году вернулся в Мекку, он в народном собрании принял отдельно присягу верности сначала от мужчин, потом от женщин. Но, как отмечал академик В. В. Бартольд, "присяга жителей Мекки осталась едва ли не единственным в истории ислама примером массового участия женщин в общественном деле". Ислам почти на 1300 лет ограничил участие женщины в общественной жизни.

Речь идет не только о политике, экономике, но и об общественных развлечениях. Произнося слово "танец", мы определенно связываем его с развлечением, в котором участвуют представители того и другого пола. Есть, конечно, индивидуальные танцы на сцене как для мужчин, так и женщин.

Есть отдельно мужские, отдельно женские танцы на народных праздниках. Но в основе своей европейские пляски - от русских хороводов до итальянской тарантеллы, не говоря уже о современных ритмических танцах, - предполагают смешанное исполнение. Не то в Египте, как и в других арабских странах.

Основатель современной Турции Мустафа Кемаль, сбивая феску с головы турка и вводя европейские кодексы, пытался привить вкус и к балам. В первую же годовщину республики он устроил танцы. Большинство собравшихся мужчин были офицеры. Президент заметил, что они не решались приглашать дам. Женщины отказывались от танцев, стеснялись. Тогда президент остановил оркестр и воскликнул: "Друзья! Я не могу представить, чтобы в целом мире нашлась женщина, способная отказаться от танца с турецким офицером! А теперь - вперед, приглашайте дам!" И сам подал пример.

Такая ситуация в Египте невозможна и поныне. По мнению подавляющего большинства египтян (включая данные опроса студентов и студенток!), современные танцы - распущенность и разврат. Танец, в представлении египтян, исполняется лишь танцовщицей живота.

Любопытно, что "танец живота" воспринимается европейцами по-разному. Мои соотечественники-современники давали ему полярно противоположные оценки. Для одних он - "непристойные телодвижения", "отсутствие искусства", "пошлость", предназначенная р/)я того, чтобы "вызывать похоть пресыщенных толстосумов". Они согласны с мнением другого нашего соотечественника, А. Норова, писавшего полторы сотни лет назад: "Нельзя без сожаления видеть тот класс несчастных жертв разврата, которые известны под именем гавазе или танцовщиц... Они исполнены огненного воображения и обучены с младенчества обольщать чувства; их призывают на все богатые торжества и в виду возлежащих, при напевах и музыке они совершают столь соблазнительные пляски, что часто доводят до исступления зрителей и исторгают у них богатейшие дары".