У нас чадра ее разновидности

У нас чадра (ее разновидности - паранджа, у арабов - хиджаб) ассоциируется с мусульманским средневековьем, дожившим, впрочем, почти до наших дней. Но не ислам изобрел чадру. Даже богословы расходятся в толковании, что означает слово "хиджаб" - покрывало, занавес, ширма, перегородка?

В хадисах появление хиджаба связывается с загадочным исчезновением Айши - любимой молодой жены пророка: во время одного из походов она уединилась с молодым арабом. Якобы в связи с этим эпизодом и была произнесена соответствующая сура из Корана, в которой появилось слово хиджаб".

Женам пророка не разрешалось открываться при посторонних. Супругам и дочерям правоверных рекомендовалось "опускать хиджаб" - плотное покрывало в присутствии чужих мужчин: "При таком опускании они не будут узнаваемы и потому не будут оскорбляемы".

Мусульманские улемы-богословы считали хиджаб атрибутом ислама в связи с тем, что жены - собственность мужа и посторонним нельзя созерцать чужую собственность. Открытое лицо женщины может возбуждать чувственность мужчин. Первой хиджаб восприняла арабская знать, ей стали подражать купцы, ремесленники. Покрывало, как и затворничество, наиболее прочно вошло в быт горожан.

К арабам покрывало проникло не сразу и не стало повсеместным. Они переняли его у персов-зороастрийцев после завоевания Ирана в середине VII века. В зороастрий-ской религии существенную роль играет культ огня. А женщина - хранительница домашнего очага считалась у зо-роастрийцев существом нечистым, и, чтобы не осквернить своим дыханием "священный огонь", она должна была на рот и нос накладывать повязку. Специалисты по истории древнего Ирана считают, что ношение покрывала женщинами - характерная черта быта персов времен зороастризма. В Иран же обычай носить покрывало, возможно, перешел от жителей древней Ассирии.

Если хиджаб пришел с востока, то затворничество женщин арабы восприняли у своих северо-западных соседей - византийцев, которые сами унаследовали его у древних греков.

В семьях византийской. знати девочкам с раннего возраста не разрешали играть вместе с мальчиками. Их обучали не в школах, а дома, как правило, рукоделию, приготовлению пищи, ухаживанию за будущим мужем. Византийская знать предпочитала держать женщин в четырех стенах - сначала в доме отца, а потом в доме мужа.