Знамя Рифаата ат Тахтави подхватил

Знамя Рифаата ат-Тахтави подхватил страстный публицист Касим Амин, ставший самым знаменитым в арабском мире поборником эмансипации женщин. Он жил и творил в начале нашего века, но до сих пор его книги переиздаются, на них ссылаются, с ними полемизируют. Само его имя превратилось в анафему для консерваторов и традиционалистов как в начале века, так и теперь. Его требования сводились к запрещению многоженства, ограничению права мужчин на развод, предоставлению женщине образования, гарантии ее права на труд, уничтожению чадры.

По мнению Касима Амина, затворничество и ношение покрывала - "символ глупости, слабости и знак унижения". Но мужчине было трудно признать равноправие женщины, которая только вчера была его вещью. Убеждение, будто аллах дал мужчине ум и добродетели, а женщине - слабость ума и страстность от природы, служило для оправдания мужского эгоизма. Касим Амин полагал, что "свобода женщин усиливает их нравственные качества, развивает в них уважение к себе и побуждает мужчин их уважать".

Отбиваясь от консерваторов, Касим Амин все свои положения и суждения пытался обосновать ссылками на религиозные традиции и догматику. Свою позицию по женскому вопросу он определил не как противоречащую религии, а, наоборот, как основанную на ней. Ислам не виноват в приниженном положении женщины, утверждал он. Эта идея впоследствии стала доминирующей для всей арабской общественной мысли, как для традиционалистов, так и для модернистов.

Арабские просветители, отнюдь не порывавшие с исламом, нашли удобный аргумент для оправдания своих взглядов на освобождение женщины. Они стали утверждать и говорят об этом в наши дни, будто и гарем и чадра - изобретение не арабов, н ма, а турок. Отвергая их, арабы просто возвращаются к собственным корням, очищают традицию от привнесенных искажении

На Запад в Египте внимательно смотрели не только либералы-просветители, но и богословы-реформаторы. Если первые были сторонниками максимально широкой европеизации и освобождения женщин, то вторые к делу женского равноправия относились по меньшей мере сдержанно. По мнению основоположника мусульманского реформизма Дже-маля ад-Дина аль-Афгани, "мужчина и женщина созданы разными во время акта сотворения мира, и тот, кто добивается равенства между ними, идет против воли аллаха".