Другие мои соотечественники считали

Другие мои соотечественники считали "танец живота" "артистически отточенным", в нем "каждое движение продумано и отшлифовано с ювелирной тщательностью". Они писали, что "этот национальный танец прошел сквозь тысячелетия и будет жить и совершенствоваться в будущем".

Отмечу, что "танец живота" распространен и в других странах, хотя именно египтянки исполняют его лучше всех. Я присоединяюсь к тем, кто восхищается им. Он - настоящее искусство, и в конце концов дело народа, создавшего и сохранившего его, определять дозы здоровой эротики, допустимой в танце. Ведь никто не будет отрицать, что изрядная доля эротики присутствует в любых современных ритмических танцах. Напомню также, что, по мнению многих искусствоведов, испанский зажигательный фламенко ведет свое происхождение именно от "танца живота".

Но сейчас наш разговор о другом: о социальной роли танца, в которой отражены глубокие различия в положении европейки и арабки. Вернемся к началу прошлого века, к столкновению европейской и арабо-османской цивилизаций.

Имамом, религиозным наставником первой группы египтян, посланных Мухаммедом Али на учебу во Францию, был Рифаат ат-Тахтави. Он не замкнулся в успокоительном невежестве, в убеждении мусульманина в своем превосходстве над всеми "неверными". Он выучил французский и, обладая не скованным догматикой гибким умом и широким кругозором, стал величайшим египетским просветителем XIX века. Одна из книг ат-Тахтави - "Извлечение чистого золота из посещения Парижа" - это призыв к модернизации, к перениманию достижений западной цивилизации. Он первым обратил внимание на необходимость изменения общественной роли женщины. А европейские танцы его явно поразили. Он видел, как даму приглашают разные кавалеры, и удивлялся, что мужья не ревнуют к ним своих жен, а матери не препятствуют танцевать дочерям, хотя кавалер одной рукой обнимает партнершу за талию, а другой берет ее за руку. Ат-Тахтави объяснял поведение француженок их неуемным желанием поклонения со стороны мужчин, не зная, что в католической стране постоянный партнер в танце портил репутацию замужней женщины или означал форму открытого ухаживания за девушкой и намек, что ей сделают предложение.