Миролюбивый египтянин может показаться

"Миролюбивый египтянин может показаться некоторым трусливым, - писал Ибрахим Ахмед Шаалян. - Но если затронута честь семьи или сделана попытка вторгнуться в ее дела, то он готов бунтовать и даже пожертвовать своей жизнью. Честь для египтянина - его жена". "Право первой ночи" или любовные похождения помещичьих сынков в деревнях в условиях Египта невозможны или же представляют собой редчайшее исключение.

Противоречивый, но проницательный египетский литератор и философ Аббас Махмуд аль-Аккад отмечал: "Мы не сможем понять, насколько египтянин консервативен или готов к бунту, если не поймем его любви к семье и его преданности традициям и семейным обычаям. Он - консерватор в смысле сохранения семейного наследия, и во имя этого сохранения, консерватизма он готов на яростное сопротивление, чтобы защитить свои традиции. Египтянин может забыть все, за исключением чувства снисхождения, милосердия и норм поведения в семье".

Египетское общественное мнение освящает семью и самым важным делом жизни считает женитьбу. Такое отношение к семье имеет глубочайшие исторические корни и было пронесено в Египте через все превратности судьбы. Египтяне стремятся к стабильности, предпочитая ее переменам, и выше многих других благ ставят прочный семейный очаг. Мало того, улемы-богословы сходятся во мнении, что безбрачие безнравственно и является преступлением перед религией и обществом.

Но парадокс в том, что в Египте все увеличивается число разводов. О какой же "стабильности", "преданности семье" можно тогда говорить? Не значит ли это, что семейные устои стали непрочными, что развод слишком легок?

Не будем делать поспешных выводов. Египетская семья, как правило, состоит не только из мужа, жены, детей. Она представляет собой большую семейную группу, объединенную родственными связями по мужской линии. Во главе ее находится пожилой мужчина и его жена, эта группа включает женатых сыновей, их детей, возможно, женатых внуков и правнуков. Нередко они вместе питаются, владеют общим имуществом, вместе работают, совместно решают дела. Но их связывают не только общиеэкономические интересы и кровное родство, но и так называемая "асабия" - "кодекс чести", социальные связи и обязанности большой семьи. У оседлых "асабия" охватывает большую семейную группу, называемую в нашей этнографической литературе "патронимией", у кочевников - племя или даже конфедерацию племен. Египтянин высоко ценит свою принадлежность к семье и