Вопрос вынесенный в заголовок
Вопрос, вынесенный в заголовок, для мусульманских богословов не риторичен. Они его и слышат и сами ставят, черпая в утвердительном ответе убеждение в высоком статусе, который ислам, по их мнению, обеспечивает женщине. Разве христианам не потребовалось несколько веков, чтобы прийти к такому заключению? Разве вопрос, есть ли у женщины душа, не был главной темой споров отцов церкви в VI веке? И лишь ничтожным большинством они согласились наделить слабый пол душой? Хотя, по мнению мусульманских теологов, ад населен и основном женщинами, что свидетельствует об их пороках и слабости их религиозных устоев, но ведь добродетельным женщинам гарантирован рай. Это ли не говорит о равенстве полов в исламе? Что же до социального неравенства, то речь ^дет просто о том, что мужчины и женщины наделены разными физиологическими особенностями, несут весьма разную нагрузку, выполняют различные функции. "Ислам возвысил женщину тем, что предоставил ей свободу и право на имущество, - писал Махмуд Шальтут, бывший во времена Насера шейхом престижного мусульманского университета Аль-Азхара и занимавший модернистские позиции. - У нас (в Египте) все равны при равных благоприятных условиях. Законодательство у нас направлено на защиту специфических особенностей женского пола, защиту его основных функций, предначертанных аллахом для матери и жены. Когда в Европе еще спорили о том, имеет ли женщина душу наравне с мужчиной, Коран уже предусмотрел ее права и обязанности".
Эти рассуждения можно было бы и не приводить, если бы подобное мнение не разделяло, правда без богословских и исторических тонкостей, подавляющее большинство населения Египта. Спорить с ним автору этих строк было бы по меньшей мере странно. Поэтому лучше обратиться к взаимоотношениям египтян и египтянок, к египетской семье, к ее месту в жизни отдельного человека и в обществе.
Если экономические условия невыносимы, социальный и политический гнет постоянен, бунт почти невозможен, а бежать некуда, что же остается точкой опоры для египтянина? В духовной жизни - религия, в социальной организации - семья. Именно в семье, и только в семье, к нему возвращается достоинство и уверенность в себе, на семью устремлены его человеческие чувства, в семье он находит поддержку и утешение, семья - ось забот, размышлений, разговоров. До революции 1952 года понятия "родина", "патриотизм", "государство", "свобода" были вне сферы интересов большинства египтян. Антианглийские настроения охватили почти все население, но в активных выступлениях участвовала лишь часть городской молодежи. Для остальных в семье было сосредоточено начало всех начал и конец всех концов.