В женском вопросе и в наше время
В женском вопросе и в наше время продолжается движение по принципу - шаг вперед, два назад, снова шаг вперед. Так, бывший президент Садат, объявив шариат основой законодательства, исключил эволюцию семейного права в сторону освобождения женщины. Мусульманский фундаментализм особенно бескомпромиссен в женском вопросе. Статус женщины таков, как он определен в Коране и сунне, считают фундаменталисты, все остальное - от лукавого, от развращенного Запада или же от атеистов. Примерно таково и мнение большинства мужчин в этом вопросе, его же разделяют и многие женщины.
Века зависимого существования приучили многих женщин к мысли, что они действительно не могут жить иначе и поэтому предпочитают взваливать серьезные проблемы на плечи мужчин, оставляя за собой лишь голос в семейных делах. Шейх Аль-Азхара Абдель Халим Махмуд в своей книге "Европа и ислам", вышедшей в 1972 году, писал: "Мы опасаемся того, что восточная женщина, столкнувшись с современной жизнью, будет охвачена страхом при виде западных женщин, стремящихся жить, соперничая в этом с мужчинами, испытывая многочисленные беды и страдания..."
Сторонники женской эмансипации бескомпромиссно отвергают такие суждения.
Спрос на женщин как рабочую силу меняет взгляды на место и роль женщины в обществе. Материальная самостоятельность повышает статус женщины в семье. Престиж образования сочетается с возможностью самостоятельного заработка, даже консерваторы вынуждены с этим считаться.
Когда женщины работают, они начинают думать о планировании семьи, но таких семей мало. В традиционной семье, ориентированной на производство детей, призывы ограничить рождаемость падают на глухие уши. Такой глухотой в Египте поражено абсолютное большинство.
Каждый год более миллиона душ добавляется к жителям, и так до предела заполнившим дельту и долину Нила. Темпы прироста населения означают чрезвычайное давление на социальную инфраструктуру, школу, систему здравоохранения, ресурсы продовольствия, возводят препятствия на пути экономического и социального прогресса, бедных делают еще беднее, особенно в условиях того пути развития, по которому пошел Египет в семидесятые - восьмидесятые годы.