В большой египетской семье имеет
В большой египетской семье имеет значение родство только по мужской линии. Для прямых родственников жены даже ее дети - не то чтобы чужие, но они принадлежат к другой семье. Однако дети сына считаются членами и семьи и патронимии. Поэтому пословица говорит: "Сын сына - сын любимого человека, а сын дочери - сын чужака". Это - разные семьи, хотя сами брачные отношения предполагают их дружественные связи и, возможно, взаимовыручку.
Традиционная египетская большая семья основана на власти мужа - главы семейства. Его называют "господином семьи". Часто даже молодого человека не называют по имени, а говорят: "Сын такого-то", как по-русски "Иванович", "Михайлович". До недавнего времени юношу оценивали только на основе репутации и статуса его отца. Социальные связи юноши формируются на основе социальных связей отца. Египетское общество до недавнего времени не признавало независимости детей ни экономической, ни в смысле поведения и требовало, чтобы они подчинялись отцу. Пословицы говорят: "То, что рекомендуется отцу, не рекомендуется сыну" или "Даже до того, как его увидели, о нем говорили: он хорош, потому что хорош его отец". Общество постоянно интересуется происхождением сына, его, так сказать, наследственностью.
Взаимоотношения старших и младших братьев похожи на отношения отца и сыновей. Взаимопомощь братьев - дело обязательное, и общество сомневается, можно ли сотрудничать с человеком, который не помогает своим братьям. Пословица говорит: "Я и мои братья - против двоюродных братьев, но я и двоюродный брат - против всех чужаков".
Покорность и признание авторитета старших - одно из главных достоинств юноши. Сын считается мудрым, если следует советам старших. Общественное мнение требует: "Уважай отца, даже если он разбойник". Но сын уверен, что ему будет оказана такая же честь, когда он станет пожилым. В общем-то в египетской семье жестокое обращение с детьми встречается редко, и если дети почитают отца, то они находят у него и нежность и тепло.
Все эти наблюдения живо перекликаются с тем, что видел и замечал Э. У. Лэйн полтора столетия назад: "Как бы ни ласкали и ни баловали египетских детей, они, как правило, проявляют самое глубокое и похвальное уважение к своим родителям. Неповиновение родителям мусульмане считают величайшим грехом наравне с идолопоклонством, убийством, ложным обвинением честной женщины в прелюбодеянии, растратой сиротского имущества, ростовщичеством и уклонением от борьбы с неверными".