Умный египтянин не ограничился
Умный египтянин не ограничился наблюдениями и сделал вывод, что у французов есть ревность, но есть и доверие между мужем и женой, а в Египте женщину всегда подозревают в неверности. Вспоминая обычай египтян сидеть в то время, как женщины стоят, ат-Тахтави замечал, что во Франции уступают женщинам место.
Еще в период оккупации Египта армией Наполеона с французами приехало немало женщин. Египтяне были озадачены их ролью в обществе мужчин. Принявший ислам французский генерал Мену, женившись на египтянке, стал обращаться с ней, как с французской дамой, подавая руку, когда они входили в столовую, пододвигая ей стул, передавая блюда. Если у нее падал платочек, он спешил его поднять. Когда другие египтянки увидели это, то они якобы обратились с просьбой к Наполеону, чтобы он заставил их мужей оказывать им такие же знаки внимания и почтения. Произошел ли этот "гаремный бунт" в действительности или он исторический анекдот - сейчас трудно сказать.
Но он симптоматичен. После контактов с французами перед египтянами встал не разрешенный и поныне вопрос: что перенимать у Запада? Последний из великих летописцев Египта Абдуррахман аль-Габарти, свидетель наполеоновской экспедиции, признававший за французской цивилизацией многие достоинства, категорически высказался против женской эмансипации. Любопытно отметить, что и египтянки-то в своем подавляющем большинстве были против нее. Наиболее просвещенные из них требовали лишь некоторых атрибутов мужского внимания к себе, но не больше. Эмансипацию они воспринимали чисто поверхностно, стремясь перенять внешние формы поведения, но не желая взять на себя ответственность, которую несли европейские женщины. И это было в условиях, когда о подлинном равноправии полов в Европе только начинали говорить.
Многие десятилетия потребовались Египту, чтобы положение египетской женщины хотя бы в тонкой, по западному образованной прослойке общества начало меняться. Общество делало шаг вперед, потом два назад, затем снова шаг вперед.
Ат-Тахтави решительно требовал просвещения женщины, ее участия в труде вне семьи. В своей книге "Верный наставник для дочерей и сыновей", выпущенной в 1878 году, он высказался даже за введение совместного обучения мальчиков и девочек. Он считал, что обучение девушек письму, грамоте, счету, чтению, грамматике способствует повышению их культуры и интеллекта.