Сошлюсь на собственные наблюдения

Сошлюсь на собственные наблюдения. Наш бавваб - мужчина, выполнявший в доме функции и дворника и консьержа, едва ли не большую часть времени величественно восседал на стуле у парадного подъезда. Парадную лестницу он мыл не очень регулярно, но зато с мылом, а к черному ходу не прикасался. Грязь и выброшенные вещи оттуда убирали мусорщики-заббали, взрослые и подростки, приезжавшие в тележках, запряженных осликами. Или другой пример. Мойщик автомобиля не раз нанимал безработных или мальчишек, чтобы они протирали автомашины жильцов, предпочитая провести часок-другой с баввабом за разговором и чашкой кофе.

Египетские рабочие-эмигранты пользуются спросом в арабских нефтедобывающих государствах. Конечно, их трудовые навыки несравнимо выше, чем у бывших кочевников. Зарплата у эмигрантов, по египетским стандартам, очень высокая, а контроль за трудом - жесткий. За границей они работают иногда на износ, но идеал большинства - вернуться домой, чтобы отдохнуть от трудов.

Труд всегда был тяжкой повинностью, а трудящийся - униженным, угнетенным членом общества или, точнее, человеком вне общества. Не удивительно, что для феллаха, рабочего, ремесленника плоды труда - досуг и отдых - важнее самого труда. Отношения к труду как к религиозному или общественному долгу или осуждения праздности состоятельного человека общество в Египте, как и в других мусульманских странах, в целом не знает. Хотя есть и пословицы, славящие трудолюбие, и соответствующие предания о жизни и деятельности пророка Мухаммеда. Высший идеал обычного египтянина - райское блаженство, предусматривающее все доступные воображению наслаждения при полной праздности.

Отношение к труду с позиции его результата перекликается и с отношением к наживе. Конечно, за исключением искренних дервишей или убежденных революционеров, любой египтянин хотел бы иметь больше материальных благ, чем у него есть. Среди египтян попадаются хваткие бизнесмены, беспощадные эксплуататоры7торговцы, которые поклоняются только золотому тельцу. Но и алчный египтянин не лишен, пожалуй, приступов щедрости. Этого от него требует общественное мнение, религия, здравый смысл. Вспомним одно из эгалитаристских положений ислама: "Легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому попасть в рай".