Одна из причин этого отсутствие

Одна из причин этого - отсутствие для большинства Реального поля деятельности. Слопа превращаются в способ иллюзорного действия, дают надожду убожать от действи-юльности, которую невозможно изменить и которой нечего противопоставить. Поэтому слова без содержания, слово ради слова, слово, не подразумевающее действие, стали члрактерной чертой общества в Египте, да и во многих других арабских странах.

Толчея воды в ступе, разрыв между словом и делом - характерная особенность религиозных догматических упражнений, которые оказывают столь значительное влияние на формирование психологии и образа мышления верующих. Толкование" какого-либо священного текста, как правило, означает повторение одной и той же мысли другими словами. Но толкователь при этом "выигрывает", потому что не несет никакой ответственности за свое "толкование", в котором нет ни грана нового.

Потенциальная творческая общественная энергия уходит о слова в том случае, если дело оказывается недостижимым или невозможным. Занимаются определением, описанием намерения, потому что способы исполнения намерения не знают. Наследие средневековья? Да. Но какого? Именно в раннеисламском средневековье, эпохе творческого, синтезирующего ислама, этого не было. Застой, самоуспокоенность, упадок привели к догматическому повторению слов, к словам ради слов.

Слова нередко завораживают египтян и вообще арабов. Красноречием упиваются и произносящий слова и слушающий их. Арабы любят свой язык и справедливо гордятся им. Не проходя через фильтр логики или размышления, слова сразу воздействуют на эмоции. Звучный, богатый, синонимичный арабский язык был одной из основных форм проявления арабского художественного гения, для которого ислам закрыл путь в живопись и пластику. Опять же говорить, а не действовать - самое безопасное. "Лающая собака не кусает". Может быть, лучше всего следовать совету другой пословицы: "Воспользуйся словами шейха, но не его делами".

Но не всеми "словами шейха" воспользуешься. Египетское общество - мужское общество. Отношения с женщинами жестко регламентированы обычаем и шариатом. Существует полиция нравов. В городах, да и в состоятельных семьях в деревнях требуют, чтобы женщина закрывала тело и волосы, оставляя открытыми лишь лицо, кисти рук и ступни ног. Но, чем больше запрета, тем больше соблазна. Чем больше одежды, тем сильнее хочется оголиться... по больщей части хотя бы на словах. Святоши осуждают "испорченность нравов"" на Западе, но сластолюбиво рассматривают легко одетых европейских женщин и часто говорят о вопросах пола. Об интимных сторонах человеческих отношений начинают говорить с детства. А сколько на эту тему разговоров среди молодежи, особенно при поздних браках мужчин!