Крестьяне почитают прошлое в условиях

Крестьяне почитают прошлое в условиях, когда нет надежды на будущее. "Тот, у кого нет старого, - у того нет и нового", - утверждает народная мудрость.

Отношение египтян к новому отличается осторожностью и подозрительностью. Когда я спросил крестьянина, наблюдавшего за работой трактора, хотел бы он стать владельцем такой машины, он осторожно ответил: "Трактор - хорошо: он пашет землю лучше, чем буйвол, его не надо кормить. Но трактор не дает молока и не приносит телят, как буйволица. Его нельзя забить, продать его мясо, кожу".

Крестьянин живет сегодняшним днем. Думать и планировать для него - тяжкая обязанность. Ведь сельскохозяйственное планирование, сельскохозяйственный год - это лишь повторение пройденного, раз и навсегда заведенный цикл смены сельскохозяйственных работ соответственно временам года.

Планируя или обещая сделать что-либо, египтянин обязательно добавляет самое распространенное в арабских странах выражение, которое знает практически любой человек, побывавший в них: "Иншалла" - "Если пожелает аллах". Вам обещают прийти через час, если аллах пожелает. Вам обещают починить холодильник или ботинки, принести покупку, приехать на автомашине, заказать билет или встретиться, не забывая добавить "Иншалла".

Видя, что власть постоянно лишает его права принимать решения, поставленный в жесткие рамки обычаев египтянин нередко лишается духа предприимчивости, инициативы. Из опыта предков он усвоил, что инициатива всегда наказуема или по меньшей мере бесполезна. От его личной предприимчивости мало что зависит. Спокойствие лучше всего сохранить в подчинении или хотя бы видимости подчинения, а инициативу возложить на других. Когда нет кого-то, кто готов принять на себя это решение, египтянин предпочитает бездействовать.

Но если власть, государство - и абстрактная сила и вполне конкретная в лице низших чиновников - занимается лишь тем, что пытается возложить ответственность на человека, на труженика, то его естественная реакция на это - уйти от ответственности, избежать ее. Разве не аллах за все несет ответственность? Разве не судьба ("кадар") определяет связь, последовательность, взаимозависимость событий? И разве не учит собственный опыт, что всегда и при всех обстоятельствах ответственность означала проигрыш, а не выигрыш? Принять на себя решение - значит принять на себя ответственность, а именно такой ситуации надо избегать.