Как египтяне относятся сами к

Как египтяне относятся сами к себе? Для большинства их родина - "Умм ад-Дунья" - "Мать мира", мировой цивилизации. Египтяне - лучшие люди на земле и конечно же лучшие из арабов, обладающие всеми известными человеческими достоинствами. Подобного рода самооценками полны средства массовой информации, литература, выступления ораторов.

"Первая национальная черта и историческая задача египтян в том, что они творят цивилизацию, - писал популярный каирский литератор Хусейн Фавзи, автор книги "Египетский Синдбад". - Египтянин был золотом сверхчистой пробы. Место его было в царстве на небесах". Национальный характер египтян не могла изменить история, и они "всегда египтизируют своих завоевателей", добавлял он.

Полемизировать с такими высказываниями так же трудно, как и соглашаться с ними. Подобные сентенции - продукт не научного анализа, а эмоций, результат личного жизненного опыта автора или его претензий, суммы его собственных взглядов или предрассудков, плод художественного воображения.

Для значительной части египетской интеллигенции вопрос самооценки, определения места и роли Египта в мире всегда был одним из центральных в системе их мировоззренческих ценностей. Преданность родине, гордость ее великой цивилизацией, ее блестящим прошлым сочетается с явным или скрытым комплексом неполноценности по отношению к Западу. После поражения в арабо-израильской войне 1967 года египетская интеллигенция предалась самокритике - явлению исключительному для Египта, искала пути и средства к модернизации не только общества, социально-политической структуры, но и национального характера. Его отрицательные черты решительно, иногда чрезмерно выставлялись на свет, подвергались уничтожающей критике или осмеянию. Краткий период самовосхваления и самоуспокоенности после войны 1973 года вновь сменился тягостными раздумьями и спорами о судьбах народа и страны.

"Романтический подход к попытке понять египетский национальный характер не поможет оценке истинного положения д/еп, - писал египетский социолог Иззат Хигази в исследовании "Египетский национальный характер между отрицательными и положительными свойствами". - Опасные вызовы, с которыми сталкиваются египтяне внутри и вне фаны, требуют реалистического подхода к своему национальному характеру. Необходимо дать объективную оценку как его позитивных, так и отрицательных черт, рря того чтобы наметить здравую политику изменения общества". Основные черты национального характера египтян, считал он следствием общественных условий, в которых жил фел-мах многие поколениям в частности взаимоотношения между пластью и различными общественными силами в Египте. Главный ключ к объяснению национального характера, - по "то мнению, - это природное и политическое единство страны и относительная стабильность на протяжении истории. Не удивительно, что относительная закостенелость - одна из основных черт египетского национального характера. Вместе с тем в египетском национальном характере постоянно происходит внутренняя борьба. Разные черты могут прояв-пяться по-разному, в зависимости от общественных условий. И египтянин в состоянии преодолеть свои отрицательные черты".