Варианты пословицы Сначала ищи

Варианты пословицы "Сначала ищи соседа, а потом покупай дом" известны и в других странах, но для Египта, для его деревни, и не только деревни, она звучит как непреходящая мудрость и не терпящий возражений совет. Египетские пословицы рекомендуют быть уживчивыми, достигать взаимопонимания с соседом, проявлять терпимость: "Желай добра соседу - увидишь и в своем доме добро", "Если хорошо твоему соседу, то хорошо и тебе". Интересы людей переплетаются. В деревне соседи зависят друг от друга.

В Египте известен один из хадисов - преданий о жизни пророка Мухаммеда - с изречением, приписываемым ему самому: "Архангел продолжал давать мне советы, как вести дело с соседом, пока я не подумал, что он будет его наследником".

Уживчивость требует умения находить компромиссы, из- j бегать крайностей, и именно таковы египтяне - мастера компромисса, среднего решения. Они всегда ищут и часто находят золотую середину. Они стремятся принять обновление, не отказываясь от старого, модернизироваться, сохраняя традиции, и даже хотели бы совершить революцию без насилия и... без особых перемен. Несмотря на вспышки фанатизма, и в настоящее время и далеко в прошлом египтяне проявляют достаточно веротерпимости.

Это прежде всего относится к деревне. Урбанизация меняет и ломает прежний образ жизни. Разве большой город не приносит определенной независимости отдельному человеку? Разве горожанин не отрывается от клана, большой семьи? И да и нет. Переселяясь в город, люди сохраняют связи со своими кланами, группами, землячествами, отнюдь не сразу расстаются со своими прежними убеждениями. Связь человека с большой кровнородственной, религиозной, земляческой группой, как правило, сохраняется и в городе и оказывает воздействие на его поведение и образ жизни. Нравы и обычаи, выработанные в деревне, долго сохраняются в городе, даже если они утратили прежний общественно-функциональный смысл.

Сверху донизу египетское общество - и отнюдь не только в деревне - пронизано системой групповых связей. Они строятся и по кровнородственному признаку, самому надежному, хотя трайбализма, племенных связей в аравийском, не говоря уж об африканском, понятии здесь почти нет. Также и по религиозному принципу, по принадлежности к суфийским орденам - братствам мусульманских мистиков, суфиев, к сектам, по земляческим, корпоративным связям. Личное отношение в принципе важнее профессиональной компетентности, хотя современное производство и организация иногда навязывают и современные требования к подбору людей. Индивидуум силен, если сильна группа, к которой он принадлежит. Иногда иностранец сталкивается с нежеланием какого-нибудь египтянина пойти на явно выгодный шаг. Дело нередко объясняется отнюдь не его "иррациональностью", а стремлением учесть не только свои, но и групповые интересы.