Египтянин дает группе и берет

Египтянин дает группе и берет от нее, подчиняется группе и получает вознаграждение за подчинение. Не то в его взаимоотношениях с государством, с властью, с бюрократической машиной. Особые функции государства на Востоке как распорядителя общественных работ, организатора системы общенациональной ирригации отмечались еще Карлом Марксом. Но функции главного инженера-ирригатора, которым был, видимо, правитель Египта в додинастический период, уже тысячелетия назад были отодвинуты на второй план чисто классовыми функциями деспота, а для государственной бюрократии производственные задачи создания и поддержания дамб, плотин и каналов, распределение воды стали второстепенными по отношению к главному - выжиманию соков из населения, грабежу феллахов, "легальному" выколачиванию из них всего - до предела - прибавочного продукта и части необходимого, применению всех средств военно-полицейского, судебно-бюро-кратического, религиозно-идеологического воздействия для превращения феллаха, народа в покорную, послушную рабочую скотину. Народ или знал, или инстинктивно чувствовал, что без ирригации, организованной на государственном уровне, земледелие и жизнь невозможны. Только в этом смысле он "брал" от государства.

В наши дни он "берет" от государства возможность освоить грамоту в школе и получить кое-какую медицинскую помощь, но не более. Народ "давал и дает" всегда неизмеримо больше, служа основанием для выросшей на нем пирамиды паразитических, грабящих его классов и слоев, живя на пределе жизненных сил, чтобы купались в роскоши и наслаждении "верхи". Менялись правители и режимы, языки и религии, но взаимоотношения "верхов" и "низов" не менялись. Режим президента Насера был единственной в истории попыткой изменить положение. Взаимоотношения между властью и народом строились и строятся на недоверии и враждебности. Большинство египтян убеждено, что власть - это зло. Не удивительно, что еще с фараоновских времен власть опиралась на инонациональные войска. Дело кончилось тем, что и правящая прослойка стала инонациональной (хотя и египтизированной) и оставалась таковой вплоть до конца XIX века. Египтяне стали служить в армии только при Мухаммеде Али, ставшем практически независимым правителем Египта в первой половине прошлого века, и то сначала в качестве солдат. Но даже сейчас армию называют "гейш ас-султа" - "армия власти".