Публицист Абдель Азиз Рифаи в
Публицист Абдель Азиз Рифаи в книге "Положительные и отрицательные стороны египетской личности" решил сравнить черты национального характера у египтян и латинских народов. Он пришел к выводу, что у египтян неприхотливость и удовлетворенность являются абсолютными, у латинских народов - относительными, поэтому романские народы отличаются скепсисом, а египтяне - оптимизмом. Египтяне, полагал он, никогда не были скептиками... Если египтянин проявляет склонность обращаться к чувству и разуму, то француз - к разуму и логике.
"Египтян отличают умеренность, неприхотливость, спокойствие души, устойчивость. Отсюда вытекают терпение, выносливость и добродушие, - продолжал Абдель Азиз Рифаи. - Все это дает человеку силы преодолевать трудности". Но в результате того, что египтянин постоянно терпит поражение, как только он пытается осуществлять свои основные устремления, а также в результате произвола властей угасают инициатива и желание достичь чего-либо, считал Рифаи. Это заставляет египтянина "постоянно чувствовать свою неспособность осуществить хоть что-то". Отсюда появляется убежденность в том, что именно подчинение обеспечивает безопасность и благополучие... В условиях господства насилия, автократии, потери индивидуальности и снижения духа самостоятельности личность начинает чувствовать, что ее волей и делами распоряжаются чуждые ей силы, не зависящие от нее. Отсюда, по мнению публициста, рождаются детерминизм и отказ от своей личности, что является своего рода стремлением бежать от насилия и от ответственности... Инертность возникла в результате бегства от действительности, в результате бессилия перед лицом действительности. Отсюда - двойственность личности, чрезмерное погружение в веру, упование на другого, детерминизм. "Двойственность личности означает, что человек чувствует одно, а поступает по-другому".
Социолог Хамид Омар утверждал, что египтяне "отличаются гибкостью и умением подлаживаться, умением скрывать подлинные чувства за приятным обращением, преувеличенно относиться к самоутверждению, но одновременно стремятся уменьшить социальную ответственность; они отличаются склонностью к индивидуалистическим действиям и отвергают коллективизм". Его определение, как и многие предыдущие, отнюдь не бесспорно, хотя он и оговаривается, что все эти свойства характера являются "прямым следствием социальных, экономических и политических условий различных форм организации общества и разных режимов"; они, эти свойства характера, не являются "естественными" в египтянах, а "сложились при определенных обстоятельствах, они не вечны и могут изменяться". За тем египетским характером, который сконструировал египетский социолог, стоит личностный подход, определяемый болью за положение народа и состояние общества. Но его резкие суждения и упрощенные характеристики египтян, его отрицательные эпитеты в адрес национального характера не раз использовались во враждебной арабам пропаганде.