Положение армии изменилось на
Положение армии изменилось на краткий период при Насере и во время Октябрьской войны 1973 года. "Кто те солдаты, что воевали на Синае? Они - дети крестьян", - пел популярный слепой певец, кумир революционно настроенной молодежи Шейх Имам на слова Ахмеда Фуада Негма. Но после Насера вновь, как и раньше, для египтянина армия стала "армией власти". Новобранца даже в мирное время провожают в армию плачем и причитаниями. Служить идет бедняк, который не может дать взятку врачу, смотрящему зубы, или откупиться от службы, послав вместо себя другого.
Игра в демократию мало что изменила во взаимоотношениях народа и власти. Сколько сарказма мы находим в описании "выборов" в "Записках провинциального следователя" Тауфика аль-Хакима, и как современно они звучат!
"Полицейский чин (мамур) давал указания старостам-омдам:
- Смотри в оба, омда, вот ты! И он! Кандидат правительства должен пройти на выборах. Я вам все разъяснил,теперь мое дело - сторона. Вы уж сами смотрите... Понятно?
Они в один голос ответили:
- Понятно, бек.
Когда они вышли, мамур повернулся ко мне и, еле переводя дух, устало сказал:
- Вот уже два дня, как я этим занимаюсь.
...Мамур подсел ко мне, спросив, по какому случаю я оказал ему честь своим визитом. Я ответил, что просто соскучился. Он улыбнулся, не веря такой платонической причине. Я не особенно настаивал и серьезно сказал:
- Вы слышали, господин мамур, что одного пристава избили и подвергли заключению во время исполнения служебных обязанностей?
После небольшой паузы он самодовольно ответил:
- Верьте в аллаха, - я мамур по чести. Я не таков, как те мамуры, которых вы знаете. Клянусь жизнью, я не вмешиваюсь в выборы, не оказываю давления на свободу населения, не говорю: "Изберите этого, а того провалите". Нет, нет и нет! В моих правилах предоставить людям полную свободу, пусть выбирают, кого хотят.
Я удивленно воскликнул:
- Замечательно, господин мамур! Только не опасны ли такие слова для человека на вашем посту?.. Вы великий человек!..
Он продолжал: