Антропологи и социальные психологи
Антропологи и социальные психологи Запада и Израиля активно используют самокритичные высказывания арабских исследователей о своем национальном характере, для которых эпиграфом могли бы быть известные слова русского поэта: "То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть".
Сейид Ясин, видный египетский социолог, директор Центра политических и стратегических исследований при газете "Аль-Ахрам", специально изучил работы израильских антропологов, посвященных арабскому национальному характеру, и пришел к выводу: "Они полностью игнорируют взгляды египтян на положительные стороны египетского национального характера, чтобы дать целиком негативную картину. Из-под их пера Выходит образ египтянина как воплощение закостенелости, неизменности в течение веков, неспособности к прогрессу, к организации и переменам нынешнего века. Они пытаются доказать господство негативных черт в национальном характере египтян и утверждают, что их черты - врожденные. Глубочайшие и быстрые изменения в национальном характере они замечать не хотят". Можно сделать вывод, - продолжал он, - что большая часть западного анализа арабского национального характера имела лишь одну главную цель - исказить подлинную картину".
Но означало ли враждебное внимание к любому самокритичному высказыванию египтян и использование этих высказываний во враждебной пропаганде, что египетские ученые и публицисты должны спрятать собственные взгляды и суждения, предаться самовосхвалению, бежать от реализма в область мифологии? И в самокопании, и в спорах, и в самокритике был залог самосовершенствования и движения вперед. А это безмерно важнее пропагандистских аргументов, которые мог извлечь противник из такой самокритики. Тот же Сейид Ясин, не будучи революционером, хорошо уловил эти "сверхзадачи" самокритики в статье, опубликованной уже в конце семидесятых годов: "Прогрессивные арабские мыслители довольно часто сосредоточивали внимание на негативных сторонах арабской личности, пытаясь вызвать столкновение, шок современного арабского самосознания, чтобы ускорить развитие революционных перемен, модернизировать и арабский ум и арабское общество".