Древность некоторых деталей материальной
Древность некоторых деталей материальной жизни египтян и их народных обычаев захватывает дух. От фараоновских времен сохранился не только Шамм ан-Насим - легенда об Иосифе, но и сакия, что скрипит в центре Файюма, и архимедовы винты, и обычай сурьмить глаза и совершать обрезание, наносить татуировку на тело и лицо и устанавливать глиняные скамейки-мастабы перед жилищами, брить голову детям, оставляя нетронутой прядь волос, и устраивать праздник Нила.
Казалось бы, все это - свидетельство вечности, стабильности, неизменности феллаха, основы основ египетского народа, соли египетской земли. "Сегодняшний феллах продолжает оставаться таким же, каким он был во времена Древнего Царства, в период его наивысшего расцвета, - писал А. Аиру немногим более тридцати лет назад. - Сменялось господство персов, греков, римлян, византийцев, арабов, турок, французов, англичан. Господство это могло длиться несколько лет или несколько веков - феллах остался таким, каким был..."
Для сегодняшнего дня утверждение умного, честного, преданного феллаху исследователя просто устарело. Феллах уже не тот, каким он был вчера, тем более десятилетия назад. Сохранив столько от прошлого, он уже не принадлежит прошлому.
По своей натуре феллах - консерватор, настроен на повторение, имитацию старого, а не на обновление, изобретение. Однако перемены ворвались в Египет. Они пришли также в египетскую деревню, и темп их убыстряется: они охватывают хозяйство, орудия труда, образ жизни, навыки и - гораздо медленнее - семейные отношения, психологию. Происходят, видимо, самые глубокие перемены со времен исламизации и арабизации Египта. Но они отнюдь не всегда означают уничтожение старого. Новое существует рядом со старым, хотя иногда кажется не совместимым с ним. Отмирают или видоизменяются прежние хозяйственные навыки, социальные связи, обычаи, однако в отдельных пластах населения они сохраняются, несмотря на крепнущий ветер перемен.
Многослойность египетской деревни, сочетание старого и нового, отжившего и модернистского, застоя и переворота не позволяют предсказать феллахам спокойную жизнь. Слишком много диспропорций, горечи, недовольства накопилось в египетской деревне. Слишком велик разрыв между ожиданиями и действительностью. Слишком расширился кругозор многих феллахов, чтобы они безропотно могли принять то существование, на которое их обрекает общество, ту пропасть, которая отделяет неимущих от имеющих все, хижину-хлев от дворца.