Вопрос осложняется тем что одни

Вопрос осложняется тем, что одни ученые под словом "Ренессанс" подразумевают только одну из эпох в истории культуры, другие считают его особым звеном исторического процесса, связывая культурное содержание Ренессанса с социально-экономическим. Мало того, понятие Ренессанса из чисто европейского стало для многих универсальным, общемировым. Ренессанс стали называть "валом, прокатившимся по всему необъятному континенту Евразии, а вернее, Афро-евразии... Движение это началось в VIII веке на Востоке, на восточном конце Евразийского континента и закончилось в XVII веке на западном конце, на берегах Атлантического океана". О китайском Ренессансе (VIII - XII веков), Ренессансе Средней Азии, Ирана, Северо-Западной Индии (в IX - XIII веках), арабском Ренессансе (в VIII - XII веках) говорят крупные ученые, с весом и авторитетом которых нельзя не считаться.

Ищут и находят общие черты в Ренессансе всех времен и народов - возвращение к древности, подъем культуры, гуманистический настрой. Отмечают, что классическая древность служила лишь средством борьбы со старой культурой, со старым мировоззрониом и базой для выработки новой.

Не претендуя на универсальность собственных исторических знаний, автор этих строк все же сомневается в справедливости вселенского толкования Ренессанса. Главное, как представляется, в европейском Ренессансе состояло в раскрепощении личности от оков религии и традиций, освобождении мироощущения и мировоззрения от догматизма с помощью скепсиса и свободомыслия и завоевании такого положения, когда общество признавало это раскрепощение. Новый человек стремился достичь успеха в жизни благодаря собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям. Он твердо стал на ноги, себя поставив на место бога, став центром мироздания. Обращаясь к разуму, свободной творческой мысли, человек Возрождения стремился завоевать право на полное развитие своей личности, своей индивидуальности, освободиться от контроля церкви, ее догм и традиций. Произошло утверждение воинствующего индивидуализма - сначала в гуманистическом облике, затем - особенно в процессе Реформации - в накопительски-приобретательском облике. Рационалистическая критика религии сделала возможным появление как атеизма, так и новых социально-политических идей. Все это в целом создало те социально-психологические, культурные, идеологические предпосылки, наложившиеся на развитие материального производства, для появления динамичной западной цивилизации, буржуазного общества, в котором в свое время начали зреть предпосылки социализма. Ренессансные явления на средневековом Востоке оказались тупиковыми. Они не создали условий для дальнейшего общественного прогресса, оставшись изолированными, хотя и блестящими проявлениями культуры, которая в свою очередь также была растоптана или закостенела в последующем историческом процессе.