Озападнивание подражание Европе
"Озападнивание", подражание Европе в Египте и других странах Востока в строгом смысле слова нельзя назвать Ренессансом не только потому, что здесь нет возвращения к полузабытой древней культуре (хотя формально мы можем вспомнить и египетский "фараонизм" того же Махмуда Мухтара, и пантюркизм, и паниранизм), но прежде всего потому, что "озападнивание" означало попытку перенять плоды чужой цивилизации, а не ее основы, корни. В сфере материальной перенять потребление, а не производство. Так было во времена Мухаммеда Али. Так было во время Садата. Перенимание внешности, а не сути, формы, а не содержания, слов, а не самого духа, отсутствие главного - формирования нового человека - все это не позволяет применить термин "Ренессанс" к явлениям культуры и общественной жизни Египта, да и других арабских стран, в новую и новейшую эпоху. Путь развития зависимого, деформированного капитализма рождает социальный тип левантийца, р,пя которого раскрепощение духа может означать только раскрепощение рваческих, хищнических настроений. В современную эпоху лишь пролетариат, революционная интеллигенция, проходящие через тяжелейшие социальные испытания и битвы, могут породить новый тип человека.
Еще одно замечание. Ренессанс (даже тупиковый Ренессанс за пределами Европы) - это эпоха гигантов в искусстве, культуре, философии, творчество которых становится общечеловеческим достоянием. Данте, Рабле, Шекспир, Леонардо да Винчи... Перечисляя тех египтян, которые могли бы кое-что дать мировой культуре, литературовед и публицист Люис Авад выбрал за полтора века десяток имен: Рифаат ат-Тахтави, Мухаммед Абдо, Ахмед Лютфи ас-Сейид, Таха Хусейн, Тауфик аль-Хаким, Яхья Хакки, Али Абдель Разек, Хусейн Фавзи, Нагиб Махфуз, Юсуф Идрис. Снимем шляпу перед каждым из этих славных, хотя нередко противоречивых имен, без которых нельзя представить себе египетскую и арабскую культуру. Они вызывают уважение и восхищение, хотя порой и несогласие. Но вряд ли они взойдут на пьедестал всемирных гигантов. Большинство перечисленных имен, да и то не все, известно у нас лишь востоковедам. Широкий читатель в нашей стране, может быть, слышал о Таха Хусейне, Юсуфе Идрисе, Тауфике аль-Хакиме. Возможно, что у них нашлись свои почитатели. Но никто из выдающихся египетских художников слова не сравнился по воздействию на нашу читающую публику хотя бы с Эрнестом Хемингуэем, не говоря о творцах Возрождения.