Мы вздыхаем вспоминая что арабы
Мы вздыхаем, вспоминая, что арабы сожгли знаменитую Александрийскую библиотеку. (Правда, европоцентристски настроенные авторы забывают, что впервые ее спалил не кто иной, как Юлий Цезарь.) Конечно, эти пожары нанесли большой урон общечеловеческой культуре. Но было ли человечество готово принять и применить идеи ученых, заглянувших вперед на века и тысячелетия, идеи, которые были начертаны на сгоревшем пергаменте библиотеки?
Представитель александрийской школы математиков Аристарх Самосский открыл, что Земля движется вокруг Солнца, вращаясь вокруг своей оси, еще в I веке нашей эры. Его никто не отправил на костер, но очевидное показалось невероятным человечеству, и его учение на полтора тысячелетия было отодвинуто геоцентрической "теорией" Клавдия Птолемея, созданной в той же Александрии век спустя и предполагавшей, что Земля - центр Вселенной. Александрийские ученые открыли силу пара, и... потребовалось восемнадцать столетий, чтобы она нашла себе применение.
Как научно-технические, так и социально-политические идеи могут обгонять свое время на столетия. Они могут рождаться в обществе, не готовом к их восприятию. Могут существовать и быть эффективными в одних странах и терпеть неудачу при своем внедрении - в других. Успешное применение не только своих, но и чужих открытий, моделей развития, исторического опыта требует подходящего социально-политического, экономического, психологического, культурного климата. Существует ли он в настоящее время в Египте и других мусульманских странах, идущих по пути зависимого, больного капиталистического развития?
Общее оживление общественно-политической мысли, литературы и искусства в Египте и других арабских странах в XIX - XX веках получило по-арабски название "нахда". Одни распространяют это понятие только на XIX - начало XX века, другие говорят и о "нахда" сегодняшнего дня. Этот термин переводят как Возрождение (Ренессанс). Сталкиваясь с ним, невольно останавливаешься. Стоит ли называть Ренессансом любой культурный подъем, в том числе и в Египте? Можно ли этот термин толковать расширительно, предполагая, что египтяне, все арабы в XIX - XX веках переживали те же самые или похожие исторические процессы, что и европейцы в XIV - XVI веках? Движение Гуманизма, переросшее затем в Реформацию, то есть эпоху Ренессанса?