Если обратиться опять таки к сравнению
Если обратиться опять-таки к сравнению Египта и Японии, мы обнаружим, что Япония была уже в 1949 году страной всеобщей грамотности, как, впрочем, и сто лет назад, что у нее был крупный научно-технический потенциал, передовые отрасли промышленности, определившие на десятилетия вперед научно-технический прогресс, а в Египте их просто не было, что Египет в течение тридцати лет находился в военной конфронтации с Израилем и тратил слишком много средств на оборону, что внутренний рынок и общее количество населения в Египте были гораздо меньшими, чем в Японии.
Копнув еще глубже, мы увидим, что трудовая этика японца в лучшую сторону отличается от трудовой этики египтянина. Поставив вопрос шире, мы обнаружим, что пока что не только Египет, но и ни одна другая страна так и." пинаемого "мусульманского мира" не приблизилась по еиоому уропню к гжономичоски развитым странам.
Не думаю, чтобы мысль о необходимости реформ или повышения общего и культурного уровня населения была незнакома правящим классам Египта и других мусульманских стран. Но одно дело видеть изолированные элементы ситуации, а другое понимать причины в их взаимосвязи. Должен созреть комплекс условий для того, чтобы совершить прыжок.
История Египта может дать блестящие примеры того, как величайшие достижения человеческого гения, его энергии, предприимчивости оказывались забытыми и заброшенными потому, что они, видимо, тогда не были нужны ни Египту, ни человечеству, не было условий для их использования, сохранения или развития.
Морской путь вокруг Африки, ставший одним из величайших открытий мореплавания на рубеже XV - XVI веков, был пройден более чем за два тысячелетия до Васко да Гамы финикийцами, обогнувшими Африку в VII веке до нашей эры по распоряжению фараона Нехо.
Канал между Средиземным и Красным морями, правда, с использованием рукава Нила был впервые прорыт за две тысячи лет до нашей эры, неоднократно засыпался песком и снова восстанавливался. Его застали еще арабы, пришедшие в Египет, но потом он был заброшен. И автора этих строк никто не уверит в том, что открытие морского пути в Индию было главной причиной упадка Ближнего Востока, в том числе и Египта, начиная с XVI века. Сколько этих парусников с жалким водоизмещением до нескольких сот тонн плавало каждый год вокруг Африки? Разве физический объем транзитной торговли через Ближний Восток все равно не был больше перевозок вокруг мыса Доброй Надежды? И все ли развитие определяла транзитная торговля? Почему же тогда не родилась идея вновь построить канал от Нила к Красному морю и сделать бессмысленным длинное торговое плавание вокруг Африки? Лишь потребности международного судоходства во второй половине XIX века заставили соорудить новый канал между двумя морями.