Улемы богословы попытались освятить
Улемы-богословы попытались освятить своим авторитетом кэмп-дэвидские соглашения и сепаратный мир с Израилем, издав соответствующую фетву: "Улемы Аль-Азхара верят, что египетско-израильский договор находится в гармонии с исламским законом. Он был заключен с позиции силы, после битвы джихада и победы, одержанной Египтом 10 рамадана 1393 года (в октябре 1973 года. - Л. в.)". Словно для того, чтобы показать, как гибко можно использовать сунну, Аль-Азхар нашел прецедонт для египетско-израильского соглашения в дипломатии пророка Мухаммеда, а отношение к войне и миру вывел из договора, заключенного им в 628 году нашей эры с кланом, правившим в Мекке...
Садат был неутомим в оправдании своей деятельности "промыслом божьим". Не страдая избытком скромности, он утверждал, что по жизненному пути его вела рука аллаха. Он писал в своей книге "В поисках самого себя", что спасся от верной смерти, а затем выжил в эпоху "борений и сумасшествия" (в период насеризма) благодаря "своей вере". Он нашел путь к "священной миссии" - распространению идей любви и братства. "Такова история моей жизни, - писал он в предисловии к своей автобиографии, - которая является в то же время историей Египта с 1918 года, потому что'так распорядилась судьба".
Судьба распорядилась так, чтобы в армии, которую он высокопарно именовал "моя армия", были молодые офицеры, которых он называл "сыны мои", но которые считали политику президента предательством. Они молились и готовили его убийство. Они совершили это убийство.
Таким образом, есть ислам и ислам.
Ислам разнообразен, многолик и противоречив. Его знаменем могут прикрываться общественно-политические течения самого различного характера.
Особенность периода семидесятых - восьмидесятых годов в том, что египетские мусульманские фундаменталисты, то есть сторонники традиции, возвращении к "золотому веку" ислама, не признают претензий режима на роль подлинного выразителя их настроений и устремлений. Официальный ислам Аль-Азхара - это одно, а народный ислам, взгляды и идеи "Братьев-мусульман" и многих других религиозных группировок - другое. События в Иране, триумф народной мусульманской революции над шахом и его американскими покровителями, естественно, не мог не вызвать отклик в душах египтян, хотя дальнейшее развитие событий принесло разочарование и даже ненависть к "муллократии", сложившейся в Иране. Оговоримся, что религиозная ситуация в Египте не совпадает с иранской.