[2]

Сама практика тоже не является чем-то статичным, раз и навсегда данным. Еще несколько лет назад люди не могли выйти за пределы земной атмосферы. Сегодня спутники Земли и космические корабли бороздят просторы космоса. Развитие практики открывает новые перспективы для углубления познания мира.

Практика решительно опровергает релятивизм и догматизм в теории познания.

Релятивисты уверяют, что в наших знаниях о мире всё относительно, нет ничего устойчивого, постоянного. Что вчера казалось истинным, сегодня оказывается ложным. Релятивизм противоречит практике. Если наука открыла глубокие законы каких-то явлений и они подтверждены практически, значит, они правильны и останутся таковыми, пока существуют эти явления.

Догматики, напротив, твердят о неизменности наших знаний. Если открыты какие-то законы, значит, по мнению догматиков, остается только затвердить их и всегда, при любых условиях, как штампы, механически прикладывать к действительности. Догматизм также противоречит практике. Он не учитывает, что наши знания о явлениях мира никогда не исчерпывают их богатства. Вместе с развитием практики знания тоже развиваются и углубляются.

Законы классической механики, открытые Ньютоном, истинны, неоднократно подтверждены практикой. Однако в XX веке, когда наука приступила к изучению скоростей, близких к скорости света, выяснилось, что законы Ньютона — это лишь частный случай более общих законов, раскрытых А. Эйнштейном. Конечно, законы классической механики после этого вовсе не стали ложными; они по-прежнему правильно отражают механическое взаимодействие тел при сравнительно малых скоростях. Но теперь наши знания стали более глубокими, в них отражены более общие законы взаимодействия тел при любых скоростях, включая скорости, близкие к световым.

Приведенный пример показывает, что в научных знаниях всегда есть устойчивое ядро, которое остается истинным. Но это ядро не остается неизменным: в процессе развития познания оно как бы обрастает новыми выводами и заключениями.

Единство теории и практики — ключ к пониманию активности сознания, его огромной преобразующей роли. Сознание отнюдь не пассивное отражение действительности откуда-то со стороны, извне. Оно вторгается в мир, изменяет его через практическую деятельность людей.

Оглянитесь вокруг: много ли вы увидите предметов, которые даны самой природой и не являются продуктом творческой деятельности, одухотворенной сознанием человека? Парты, столы, физические приборы, само здание школы, заводы, фабрики, сложнейшие конструкции машин — все это создано человеком из. природного материала, на всем лежит печать осознанных человеческих потребностей. Даже сама природа — леса, луга, поля, земная атмосфера — преобразуется под влиянием общественной практики. Смысл и конечная причина возникновения сознания в том и состоят, чтобы изменять действительность в направлении, нужном человеку. Как отмечал Ленин, сознание не только отражает мир, но и творит его. Человек никогда не удовлетворяется