[2]

Идеалисты считают первоосновой мира духовное начало, идею. В противоположность материалистам, они с самого начала отказываются объяснять природу, материю, бытие из них самих. Для идеалистов сознание, разум, бог — творцы природы, материи.

Идеализм делится на два основных направления: субъективный и объективный идеализм. Субъективные идеалисты считают, что все предметы и явления внешнего мира суть продукты человеческого сознания. «Весь мир—комплекс моих ощущений» — к этому сводится смысл субъективного идеализма.

Объективные идеалисты утверждают, что материальный мир — это продукт некоего мирового разума, который существует где-то вне сознания человека.

Идеализм опровергается всей совокупностью данных естествознания и человеческой практики.

Современное естествознание доказывает, что земля, луна, солнце существовали задолго до возникновения человека и любого другого существа, наделенного психикой. Это ли не убедительный аргумент, подтверждающий независимость внешнего мира от сознания человека?

В чудовищном противоречии с естествознанием находятся и представления о мировом разуме, «творящем мир». Наука доказала, что сознание — это- продукт высокоорганизованной материи, мозга. Не может быть никакого, мирового сознания, существующего независимо от высокоорганизованной материи. Но если даже допустить, что оно существует, то как оно может творить мир из ничего? Это опять-таки противоречит всем законам науки. Человек приступил к освоению космоса, он проникает в тайны микромира, но нигде он не встречает никаких следов деятельности мирового разума, все явления объясняются естественными причинами.

Однажды Наполеон, беседуя с известным астрономом Лапласом, спросил его, почему он нигде в своих сочинениях не упоминает о боге. «Я не нуждался в этой гипотезе»,— гордо ответил ученый. С того времени наука сделала немало великих открытий, продвинулась далеко вперед. И мы, перефразируя слова Лапласа, можем сказать, что для научного объяснения мира человечество не нуждается в фантастических представлениях о мировом духе.

Почему же идеализм существует и оказывает влияние на сознание многих людей? Ведь у него есть свои приверженцы даже из числа ученых. Дело в том, что идеализм имеет корни как в человеческом познании, так и в общественных условиях.

В. И. Ленин сравнивал человеческое познание с деревом, которое может давать не только плоды, но и пуетоцвет. Выше говорилось, что познание — сложный и противоречивый процесс. На одностороннем подходе к познанию и основываются идеалистические учения.