[3]

В последние десятилетия США прочно закрепили за собой положение ведущей империалистической державы. Но это вовсе не означает, будто закон неравномерности развития капитализма утратил силу. И сейчас продолжают происходить изменения в соотношении сил развитых капиталистических стран. Так, за последние годы на второе место в мире капитализма по уровню промышленного производства вышла Япония. ФРГ опередила в экономическом отношении Англию. Японские и западногерманские монополии вступают в активную борьбу за распространение своего влияния, ощутимо теснят своих американских соперников. Даже общность интересов в борьбе против революционных сил не снимает остроты межимпериалистических противоречий.

С изменениями в экономике капитализма связаны существенные изменения в политическом строе буржуазного общества. По определению В. И. Ленина, для империализма характерен «поворот от демократии к реакции». Этот поворот находит выражение в гигантском росте милитаризма, репрессивных учреждений (полиция, войска «охраны порядка», тюремная система, органы политической слежки и т. д.), в нарушении буржуазной законности, в применении самых жестоких методов расправы с революционным движением. Сосредоточивая в своих руках экономическое господство и политическую власть и стремясь любой ценой продлить существование капиталистического строя, монополистическая буржуазия прибегает к террористическим методам правления. Таков фашизм — открытая террористическая диктатура наиболее реакционных и агрессивных кругов империализма.

Ленинское определение не следует понимать упрощенно. «Поворот к реакции» не означает отказа от изощренных приемов и методов буржуазной демократии, не равносилен стремлению применять исключительно террористические формы власти. Империалистическая буржуазия прибегает к террору в кризисных ситуациях, когда ставится под вопрос, ее господство; в целом она предпочитает управлять под сенью парламента, избирательного права и других демократических институтов, маскирующих ее диктатуру.

Формула «поворот от демократии к реакции» раскрывает общую тенденцию в развитии политического строя капитализма. Она отражает тот факт, что с вступлением в эпоху империализма социальная база господства буржуазии сокращается. Чем больше капиталистическая система приходит в противоречие с коренными интересами народных масс, чем реже становятся ряды ее сторонников, чем выше поднимается волна антиимпериалистического движения, тем чаще защитники этой системы вынуждены прибегать к последнему средству — реакции и террору.