[2]

Сравним несколько буржуазных государств. В Англии существует конституционная монархия, в США — президентское правление, в Испании — франкистская диктатура. Все это государства одного типа. И все же они различаются между собой. Чем же? Формой. Форма государства зависит, во-первых, от формы правления и, во-вторых, от политического режима. Существуют две основные формы правления: монархия и республика.

Монархия— власть одного человека (короля, царя, императора), передаваемая по наследству. При этом монарх опирается на господствующий класс, выполняет его волю. Если его действия и намерения начинают расходиться с интересами господствующего класса, последний находит пути заменить одного монарха другим, более покладистым. Когда русский император Павел I попытался заключить союз с Наполеоном, он был убит дворянской знатью: союз с буржуазной Францией противоречил интересам помещичьей аристократии. В этой связи один из историков сказал, что в России «самодержавие, ограниченное цареубийством».

Республика (в переводе с латинского — «общее дело») — власть, осуществляемая выборными органами. Разумеется, в эксплуататорском обществе республика также выражает интересы господствующего класса.

Политический режим характеризует методы управления. Господствующий эксплуататорский класс может прибегать к открыто террористическим методам подавления угнетенных классов, может править и демократическими методами, а чаще всего сочетает «политику кнута с политикой пряника».

Мы подошли к выяснению очень важного понятия — демократия. Им обозначают такое государственное устройство, которое обеспечивает участие народных масс в управлении и свободу личности, то есть возможность граждан пользоваться политическими правами (равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, неприкосновенность жилища и др.).

В эксплуататорских обществах демократия не может не быть ограниченной; в рабовладельческих демократических республиках типа Афин или раннего Рима, как вам хорошо известно, большая часть населения — рабы — вообще была лишена каких бы то ни было прав. В средневековых городских .республиках (Венеция, Флоренция в Италии, Новгород на Руси) властью распоряжались богатые купцы, цеховые, мастера. В современных буржуазных демократиях, несмотря на всеобщее избирательное право, у власти стоит крупная буржуазия, которая употребляет все свое экономическое могущество, использует все звенья государственного аппарата и средства пропаганды, не брезгает подкупом, обманом, фальсификацией, чтобы не допустить трудящиеся массы к управлению государством. Таким образом, наличие демократических институтов не меняет классового характера государства.