[2]

Особенно быстро растет удельный вес производственно-технической и научной интеллигенции. По мере углубления научно-технической революции, расширения сферы духовного производства численность интеллигенции будет расти и в дальнейшем. Это отвечает требованиям развития нашего народного хозяйства и культуры, интересам просвещения всего народа.

В капиталистическом мире интеллигенция вынуждена продавать свои знания и талант владельцам капитала; наряду с людьми передовых взглядов, присоединяющихся к борьбе за обновление общества на социалистических началах, имеются и такие специалисты, которые приспосабливаются к капиталистическим порядкам, рассматривают себя в качестве «духовной элиты». В условиях социализма интеллигенция, пополняемая за счет выходцев из всех классов и социальных групп, рука об руку с рабочими и крестьянами строит новый мир, видит свой высший долг в служении народным интересам.

Какова же картина социальных отношений в советском обществе.

Возьмем решающую область ; человеческой деятельности — материальное производство. Как уже отмечалось выше, общественная собственность устранила господство одних классов над другими. Рабочие, крестьяне и интеллигенция имеют равную возможность трудиться на социалистическое общество, на самих себя, они одинаково заинтересованы в расцвете народного хозяйства и культуры. Материальное благосостояние и положение людей зависят не от классовой принадлежности, а от личного труда, способностей, знаний.

С принадлежностью к рабочему классу или колхозному крестьянству не связаны никакие привилегии в политической области, все граждане Советского государства, независимо от того, к какому классу или прослойке они относятся, пользуются одинаковыми правами в управлении государством. В советском обществе нет строго выраженных границ между классами: рабочие, могут при желании стать крестьянами, крестьяне становятся рабочими; юноши и девушки из семей рабочих и крестьян, приобретая соответствующую квалификацию, переходят в среду работников умственного труда. Такая подвижность границ между, классами свидетельствует об их растущем сближении.

С принадлежностью к рабочему классу, крестьянству и интеллигенции не связаны никакие привилегии в области культуры. Социализм сделал образование доступным для всех граждан, создал благоприятные условия для развития народных талантов. Вполне понятно, что уровень духовной культуры не может быть одинаков у всех слоев населения, особенно с учётомтого, что для определенной части людей занятие культурой и наукой является профессией. Но такая специализация не отменяет того факта, что каждый человек, каким бы трудом он не занимался, имеет возможность приобретать знания, приобщаться к ценностям науки и искусства, быть в полном смысле слова культурным, интеллигентным, а при наличии таланта стать выдающимся артистом, художником или ученым.