Некоторые египтяне посланные

http://www.tuvamuseum.ru/kultura/313-zhenskie-sa

Некоторые египтяне, посланные Мухаммедом Али во Францию и другие европейские страны, чтобы учиться военной инженерии или медицине, были покорены европейской культурой. Они не остались глухими и к социально-политическим идеям Западной Европы, не спрятались в крепости успокоительного невежества от незнакомых и чужих им форм социальной и политической жизни. Самым выдающимся из таких египтян, ставшим родоначальником всех египетских "западников", был Рифаат ат-Тахтави, о котором мы упоминали в связи с проблемой освобождения женщины.

После пяти лет пребывания во Франции, выучив французский язык, он вернулся на родину, полный новых идей и впечатлений, стал организатором и руководителем школы переводчиков, подаривших Египту более двух тысяч переводов, редактором первой египетской газеты "Аль-Вакаи аль-Мисрия". Свои взгляды он изложил в книге "Извлечение чистого золота из посещения Парижа" и в других сочинениях. Каждый, кто изучает египетский либерализм, должен танцевать от Рифаата ат-Тахтави хотя бы для того, чтобы убедиться, какими карликами кажутся современные эпигоны лиСм'р.'шизма рядом с крупной фигурой первого египетского "западника". К нему обращаешься именно для того, чтобы найти корни многих современных идей и идеек, мыслей или мыслишек, составляющих эфемерную, желеобразную идеологическую основу современного египетского прозападного либерализма.

Ат-Тахтави был сыном своей страны и своего времени, и, став "имамом-западником", он отнюдь не забыл свою роль мусульманского имама. Он разделял мир на мусульманский, в котором видел превосходство духовного начала, и европейский, где господствовала наука. И лишь объединение того и другого, синтез западной и восточной цивилизации даст основу для возрождения и модернизации Египта, считал он.

Общественно-политические взгляды ат-Тахтави формировались под воздействием Руссо, Сен-Жюста, Вольтера, Монтескье. И если в зрелом возрасте он постепенно отошел от увлечения якобинцами, Руссо, Сен-Жюстом, чтобы занять более умеренные позиции Монтескье, то для Египта XIX века и Монтескье звучал достаточно революционно. В "Извлечении чистого золота из посещения Парижа" ат-Тахтави так комментировал конституционную хартию Людовика XVIII: "И хотя то, что она (хартия) содержит, вы не сыщете ни в Коране, ни в сунне... вы, однако, поймете, что справедливость и правосудие есть средство обеспечить благополучие государства и народов".