[3]
С точки зрения формального права это — нарушение равенства, поскольку коммунистическое общество полной мерой удовлетворяет каждого, независимо от количества и качества его труда. Но формальное право уже не годится для коммунизма, и он отбрасывает его прочь, утверждая высшую справедливость, подлинно, гуманный идеал равенства: пусть каждый даст обществу все, на что способен, и общество щедро удовлетворит все его разумные потребности.
Коммунистическое равенство выражается также в ликвидации социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и деревней. Сельскохозяйственный труд превратится в разновидность индустриального, а это значит, что между трудом в промышленности и в сельском хозяйстве будет не больше отличий, чем между трудом в разных отраслях промышленности; что в сельском хозяйстве, как и в промышленности, со временем сложатся одинаково благоприятные возможности для соединения умственного и физического труда в производственной деятельности людей.
Будут окончательно ликвидированы также остатки неравенства в общественном положении женщины. Здесь речь идет прежде всего о том, чтобы освободить женщину от обременительных домашних забот (приготовление пищи, стирка, шитье и т. д.), облегчить трудности, связанные с уходом за детьми, особенно малолетними.
Наконец, при коммунизме сможет быть в основном преодолено неравенство полов, которое сейчас связано с тем, что женщина по физической силе уступает мужчине. Ведь по мере механизации и автоматизации производства преимущество физической силы будет ощущаться все меньше и меньше. И не за горами время, когда женщина сможет работать в любой отрасли народного хозяйства наравне с мужчиной. Словом, когда речь будет идти о трудовой деятельности, вряд ли будет удобно и правильно применять такие извечные термины, как «слабый» и «сильный» пол. Вооруженный знаниями и управляющий могучей техникой коммунизма, бывший «слабый пол» ни в чем не уступит «сильному».
Формирование единой коммунистической собственности на средства производства, стирание классовых различий приведут к созданию бесклассового общества. Это и есть конечный идеал равенства, дальше которого любой разговор о нем теряет всякий смысл: люди всегда будут отличаться между собой по способностям и вкусам, и справедливость состоит не в том, чтобы пытаться уравнять их, а в том, чтобы создать каждому в отдельности и всем вместе наилучшие условия жизни и творчества. Вот почему создание бесклассового общества — мыслимый предел равенства, с достижением которого само это слово потеряет нынешнее животрепещущее значение.