[3]

Говоря о. формировании в СССР новой исторической общности людей, мы подчеркивали (смотри страницы 199—201) одну сторону этого процесса, а именно интернационализацию советского общества. Но этот процесс имеет и другую принципиальную сторону — движение к социальной однородности. Вот обобщенная характеристика развитого социалистического общества в СССР: «У нас сформировалась новая историческая общность людей — советский народ. А это означает, что все более заметными становятся общие, не зависящие от социальных и национальных различий черты поведения, характера, мировоззрения советских людей. Это означает, что союз рабочего класса и крестьянства, всегда составлявший основу социалистического строя, нашел свое развитие в нерушимом политическом и идейном единстве этих классов с интеллигенцией, которая давно и твердо стоит на позициях социализма. И сегодня о прочном союзе всех трудящихся, работников физического и умственного труда, союзе рабочего класса, колхозного крестьянства, народной интеллигенции мы вправе говорить как о реальном факте нашей действительности. Этот союз, в котором ведущая роль принадлежит рабочему классу, крепок и нерушим!» (Л. И. Брежнев. Речь на встрече с избирателями Бауманского избирательного округа г. Москвы 14 июня 1974 г.).

За рабочим классом сохраняется авангардная роль в силу того, что он вносит основной вклад в строительство коммунизма, связан с наиболее важной сферой общественного производства — крупной промышленностью, преобладает численно. В сущности, рабочие составляют ту социальную среду, которая служит основой для постепенного формирования социально однородного, то есть бесклассового, общества.

В условиях социально-политического и идейного единства общества отпала необходимость в диктатуре пролетариата как орудии классового подавления. Еще одно важное свидетельство зрелости социализма в том, что Советское государство стало политической организацией всего нашего народа.

Общенародное государство служит главным политическим инструментом развитой социалистической демократии. Вполне понятно, что именно в пору зрелости нового общественного строя в полной мере раскрываются заложенные в нем возможности для участия масс в управлении, народного контроля за деятельностью органов власти, за осуществлением многообразных государственных функций. При этом эффективно используются обе основные формы народовластия — представительная и непосредственная.

Человек может участвовать в управлении лично, или через своих представителей. Так, в Советы все граждане избирают наиболее авторитетных людей, заслуживших всеобщее уважение личным трудом и организаторскими способностями. Депутаты — представители народа — от его имени и по его поручению решают большие и малые государственные дела.