ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И СВОБОДА

Буржуазные идеологи обычно утверждают, будто историческая необходимость лишает людей свободы. С их точки зрения, свобода несовместима с необходимостью.

Разберемся в этом вопросе, опираясь на свой опыт. Предположим, что два человека заблудились в дремучем лесу. Один из них пренебрегает необходимыми связями, существующими в природе; вообразив себя свободным, он начинает двигаться в первом попавшемся направлении. Он может утешать себя тем, что в любое время «свободен» изменить направление и пойти в другую сторону. И, лишь проплутав много часов и не найдя правильного пути, он поймет, что его «свобода» была призрачной. В действительности он не свободен, а находится в полной зависимости от окружающей обстановки, которая- вселяет в него страх и отчаяние. Другой заблудившийся человек поступает по-иному. Он знает, что в природе существуют необходимые связи между странами света и расположением небесных светил. Вспомнив все известное ему об этих связях из книги, из собственного опыта, он изберет путь, который в скором времени выведет его к дому. Знание необходимости и действие в соответствии с нею позволяют этому человеку ориентироваться в окружающей обстановке. Он будет действительно свободным по отношению к ней.

Знание объективной необходимости дает людям свободу исторического действия. Лучший тому пример — деятельность нашего народа под руководством Коммунистической партии. Партия вооружена знанием законов общественного развития, она организует действия народа в соответствии с исторической необходимостью, которая ведет к коммунизму. Результаты известны: у нас построен социализм, мы уверены в своем завтрашнем дне и движемся вперед по маршруту, который в соответствии с законами истории начертан в Программе КПСС, в решениях съездов партии. Мы так же свободно и точно выбираем направление движения, как человек, хорошо ориентирующийся на местности.

Конечно, социалистический строй сам по себе не гарантирует от ошибок в вопросах экономики, политики, культуры, идеологий. Вот почему марксизм-ленинизм требует серьезно относиться к объективным законам, внимательно их изучать, принимать решения и строить свою деятельность в строгом соответствии с потребностями развития общества.

Таким образом, необходимость вовсе не исключает свободы, и, наоборот, свобода не исключает необходимости.

Свобода состоит в познании необходимости и в ее практическом использовании.